Имена героев живут в названиях улиц и площадей: улица имени Гастелло

Наступил май 1945 года. Долгожданная Победа! Жители нашего города уже почти целый год занимаются мирным строительством. Вместе с подъемом промышленности и сельского хозяйства активно велось строительство жилья, школ, медицинских и культурных учреждений
Пятидесятые годы для Горок стали новым этапом в экономическом и культурном развитии. В 1959 году планировалось активное строительство объектов в городе и на селе. Еще более быстрыми темпами город стал развиваться в 1960–1970-е годы. Продолжалось благоустройство, закончено асфальтирование центральных улиц, высажено 24 тысячи деревьев и кустов, построено 20 многоэтажных жилых домов. В конце 1960-х годов были проложены асфальтированные дороги в сторону Орши и Могилева, благоустроены на Мстиславль и Дрибин.
Появлению новых улиц в немалой степени способствовал и принятый в 1967 году новый генеральный план развития Горок. По этому документу уже в 1970-е годы было построено около 100 объектов производственного и культурно-бытового назначения, введено в эксплуатацию 78 тысяч квадратных метров жилья.
В 1965 году на реке Копылке был построен новый железобетонный мост, который связал исторический центр города с улицей Вокзальной.
На месте бывшего рынка, между двумя параллельными улицами, сформировался административный центр города и площадь имени Ленина. Центральное место в этом ансамбле занял четырехэтажный Дом Советов. Одной из улиц было присвоено имя Феликса Эдмундовича Дзержинского, на ней разместились Бюро путешествий и экскурсий, магазин «Молодежный», Дом обрядов. На второй улице была построена информационно-вычислительная станция, гастроном, кафе «Отдых», многоэтажные жилые дома. Этой улице было присвоено имя героя Великой Отечественной войны Николая Францевича Гастелло.

Родился Николай Францевич 6 мая 1907 года в Москве. В мае 1932 года по специальному набору был призван в Красную армию, отправлен на учебу в военную авиационную школу пилотов в город Луганск, которую окончил в 1933 году. Служил в 82-ой тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-ой тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростове-на-Дону.
Начав летать вторым пилотом на тяжелом бомбардировщике ТБ-3, Николай Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет, стал командиром корабля. В мае 1939 года он назначен командиром звена, а через год с небольшим – заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе, в советско-финской войне 1939–1940 гг. и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь–июль 1940 г.).
Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служил Н. Ф. Гастелло, была перебазирована к западным границам СССР, в город Великие Луки, а затем – в авиагородок Боровское под Смоленском. В это время Николаю Францевичу Гастелло было присвоено звание капитана.
26 июня 1941 года, спустя всего четыре дня с момента начала войны, экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолете ДБ-3Ф вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно–Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков.
Огнем зенитной артиллерии противника самолет Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, что вызвало пожар на борту, и Гастелло совершил огненный таран – направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Этот огненный таран стал символом храбрости и готовности погибнуть за свою Родину.

Татьяна КАРАЕВСКАЯ,
старший научный сотрудник Горецкого районного
историко-этнографического музея