Что делать с неиспользованными днями отпуска: перенос или денежная компенсация

По трудовому законодательству Республики Беларусь наниматель обязан ежегодно предоставлять работнику трудовой отпуск полной продолжительности в пределах его рабочего года. Однако на практике бывают ситуации, когда использовать все дни отдыха вовремя не удается. В таких случаях закон предусматривает два основных решения: перенос отпуска или замену его части денежной компенсацией
Вариант 1. Перенести или продлить трудовой отпуск
Перенос или продление отпуска в пределах текущего рабочего года допускаются, если:
- наступила временная нетрудоспособность работника (больничный);
- наступил срок отпуска по беременности и родам;
- работник привлекается к выполнению государственных обязанностей с правом на освобождение от работы;
- трудовой отпуск совпал с отпуском в связи с получением образования (если работник оформил учебный отпуск перед трудовым или во время него);
- работнику не выплатили в установленный срок средний заработок за время отпуска (отпускные);
- достигнуто согласие между работником и нанимателем, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором.
Перенос части отпуска на следующий рабочий год возможен только в двух случаях:
- В исключительных случаях, когда предоставление полного отпуска в текущем году может неблагоприятно отразиться на нормальной деятельности организации (по производственной необходимости и с согласия работника).
- При отзыве работника из отпуска по инициативе нанимателя.
Важно: даже при переносе части отдыха на следующий рабочий год работник обязан реально использовать в текущем году не менее 14 календарных дней отпуска.
Вариант 2. Получить денежную компенсацию
Заменить неиспользованные дни отдыха деньгами можно в трех ситуациях:
1. По соглашению между работником и нанимателем
Денежной компенсацией можно заменить часть трудового отпуска (основного и дополнительного), которая превышает 21 календарный день.
Когда замена деньгами запрещена:
- если отпуск предоставляется авансом;
- если работник относится к льготным категориям: беременные женщины, работники с инвалидностью, несовершеннолетние (моложе 18 лет), а также лица, имеющие право на отпуск за работу в зонах радиоактивного загрязнения;
- в отношении дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы.
2. При отзыве из трудового отпуска
Если сотрудника отозвали с отдыха по производственной необходимости, оставшуюся часть отпуска можно компенсировать деньгами. Главное условие – в текущем рабочем году работник должен фактически отгулять не менее 14 календарных дней.
3. При увольнении
При прекращении трудового договора работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные трудовые отпуска независимо от их продолжительности и категории работника.
Кого нельзя отзывать из отпуска и лишать ежегодного отдыха
Законодательство устанавливает строгий запрет на непредоставление ежегодного отпуска в полном объеме, а также на отзыв из него в отношении двух категорий сотрудников:
- работников моложе 18 лет;
- работников, имеющих право на дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы.
По материалам MintrudSocBelarus






