В Могилеве обновляют подвижной состав троллейбусов — на смену приходят электробусы
Город развивается — надо соответствовать
Троллейбусный парк № 1 — из числа предприятий, чья работа касается практически каждого жителя Могилева. Горожане заметили, что в последнее время парк обновляет подвижной состав, причем за счет электробусов и троллейбусов с автономным ходом. Удобно, экономично, а еще это позволило охватить троллейбусной сетью новые микрорайоны.
Маршрут решил проблему
— Пассажиропоток у нас стабильно высокий — в среднем в месяц перевозим более двух миллионов человек. Поэтому, как бы заботливо ни эксплуатировали имеющуюся технику, из 107 единиц почти 70 процентов износились, — рассказывает директор троллейбусного парка № 1 Сергей Монастыренко. — Новое всегда хорошо. За последние годы получили шесть троллейбусов с автономным ходом и три электробуса. Планируем и дальше двигаться в этом направлении, рассчитываем на новую партию в 2024 году.
Электробусы и троллейбусы с автономным ходом, по словам Сергея Владимировича, представляют собой новое поколение техники:
— Преимущество для пассажиров — в удобном салоне, современной вентиляции и отоплении, а для водителей — в эргономике управления. Отдельно скажу про надежность новой техники: нет случаев обрыва линий — нет простоев. Выгоден транспорт еще и потому, что отпала необходимость строить контактные сети. Впрочем, экономию дает каждая отдельная машина: троллейбус расходует 1,7 кВт.ч на один километр пробега, в то время как машина с автономным ходом — 1,4.
Еще один весомый плюс обновления парка в том, что «отвязанные» от линии троллейбусы позволяют расширять транспортную сеть. Летом парк запустил новый маршрут № 16 в густонаселенную Казимировку, которая продолжает активно застраиваться.
— «Шестнадцатка» стала настоящим подарком, поскольку связала микрорайон не только с центром города, но и с железнодорожным вокзалом, — говорит могилевчанка Лидия Самсоненко. — Живу в частном секторе между Казимировкой и Спутником. Раньше покупала проездной на автобус и троллейбус, на работу, что в другом конце города, добиралась на двух видах транспорта. Сейчас покупаю только на троллейбус — экономия. Намного удобнее ехать и до ж/д вокзала. Раньше прямые рейсы курсировали только в часы пик утром и вечером, днем — идешь на маршрутку. Троллейбус № 16 решил проблему.
— За новый маршрут получили много благодарностей от могилевчан, — говорит Сергей Монастыренко. — Выручка тоже превзошла ожидания. В перспективе есть задумка пустить троллейбусы в агрогородок Буйничи, по строящейся трассе-дублере, а также связать маршрутной сетью микрорайоны Фатина и Юбилейный. Город развивается, надо ему соответствовать.
Современный комфорт
— За баранкой троллейбуса уже 22 года, — рассказывает водитель Али-Заде Тофик Амирулла Оглы, работающий на новом маршруте № 16. — Начинал со старого ЗиУ-9, где рулевое едва ли не в четыре руки приходилось крутить. Сейчас в парк поступают современные комфортные белорусские машины. Работаю на троллейбусе МАЗ 203Т70 с автономным ходом. И от своего рабочего места в восторге!
В прошлом году Тофик награжден почетной грамотой Министерства транспорта и коммуникаций, в этом — красуется на доске почета ОАО «Могилевоблавтотранс». Есть в арсенале и значок «За работу без аварий» первой степени, который вручают за восемь лет безопасного вождения. Водитель, который стажировал четверть всех работников парка, рассуждает:
— Движение на дорогах ускоряется, техники все больше, повсеместно ремонтируются дороги, что требует от профессионала настоящей выдержки. Плюс мы работаем с людьми, а это ответственность. Я люблю свою работу. Мне нравится чувствовать пульс города, встречать рассветы в пути. Вижу, как преображается Могилев, дороги, остановочные пункты. И наш парк не отстает — на службу приходят новая техника, современные навигационные технологии.
Создавать настроение
В штате троллейбусного парка, кроме 115 мужчин-водителей, за рулем 70 женщин. Стереотипы про мастерство вождения женщин, а тем более блондинок, уверенно разбивает Елена Васильева. В этом году она стала лучшим водителем троллейбуса в Могилевской области, есть победы и в республиканских, международных состязаниях.
— Я была кондуктором нашего парка, — рассказывает Елена, — пять лет назад решила переучиться и сесть за руль. Чувствовать себя уверенно на дороге помогает многолетний опыт в картинге и врожденная решительность.
Васильева рада:
— Люди очень ждали троллейбусного сообщения в Казимировке, первое время снимали видео, выкладывали в соцсети. Видела и себя, и других водителей — звезды. Меня это не смущало, я люблю внимание, как и создавать настроение. Например, в новогоднюю ночь развозила пассажиров в костюме Снегурочки. Преимущество новых машин оценила сразу — современные, комфортные, удобные, не так устаю за день.
Супруг Елены тоже водитель троллейбуса. Павел говорит, трудиться вместе несложно, когда график совпадает:
— Вместе рано встаем, добираемся в парк. Лена на 16‑м маршруте, я на 4‑м. Часть пути совпадает на Первомайской, поэтому несколько раз в день пересекаемся в дороге. Работать в троллейбусном парке приятно, вижу прогресс. Предприятие, сохраняя старое, внедряет новое. Мы недавно были в Смоленске, естественно, обращали внимание на общественный транспорт. На Могилев в этом плане можно равняться!
ЦИФРЫ
За январь — сентябрь троллейбусный парк № 1 Могилева перевез 20 миллионов пассажиров, к концу года ожидают цифру 30 миллионов человек. Троллейбусная маршрутная сеть в облцентре составляет около 219 километров. Также имеется 102 километра контактных сетей.
ЭКСПЕРИМЕНТ
На нескольких машинах могилевского троллейбусного парка № 1 в тестовом режиме установили оборудование для подсчета потока пассажиров. К примеру, данные с одного троллейбуса по маршруту № 4 за 10 ноября: проехали 946 человек, билет у кондуктора приобрели 654 пассажира, остальные были с проездными документами, пробег составил 178 километров, максимальная скорость 48 километров в час, средняя — 10. Информацию парк собирает для анализа и оптимизации графика движения транспорта в пиковое и межпиковое время.