Типичные нарушения трудового законодательства: что нужно знать работникам и нанимателям

Как показывает практика, нарушения сроков выплаты окончательного расчета при увольнении работников, допускается практически в каждой организации
В этой связи управление по труду, занятости и социальной защите Горецкого райисполкома разъясняет, что нормами законодательства Республики Беларусь предписана обязанность нанимателя производить при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя на день увольнения, не позднее дня увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете. В случае спора о размерах выплат, причитающихся работнику при увольнении, наниматель обязан в указанный срок выплатить не оспариваемую им сумму (части 1, 2 статьи 77 Трудового кодекса Республики Беларусь, далее – ТК).
Согласно статье 78 ТК в случае невыплаты по вине нанимателя в сроки, установленные частью 1 статьи 77 ТК, причитающихся при увольнении сумм выплат работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день их задержки, а в случае невыплаты части суммы – пропорционально невыплаченным при расчете денежным суммам.
Необходимо отметить, что право на взыскание среднего заработка за время задержки окончательного расчета реализует сам работник посредством обращения в суд по месту регистрации юридического лица в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть 1 статьи 242 ТК). При рассмотрении индивидуальных трудовых споров работники освобождаются от уплаты судебных расходов (часть 4 статьи 241 ТК).
Вместе с тем, наниматель может в добровольном порядке возместить работнику средний заработок за задержку выплаты окончательного расчета. Законодательством предусмотрена ответственность нанимателей и должностных лиц за нарушение законодательства в области оплаты труда.
Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя сроков выплаты всех сумм, причитающихся работнику при увольнении от нанимателя на день увольнения – влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин (часть 1 статьи 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
Не редко встречаются нарушения трудового законодательства о труде: не предоставление трудовых отпусков работникам за работу в течение рабочего года (ежегодно), статья 170 ТК, часть 2 статьи 153, не предоставление трудовых отпусков (основного и дополнительного) за второй и последующие рабочие годы в соответствии с очередностью предоставления трудовых отпусков, установленной графиком (статья 167 ТК), невыплата среднего заработка за время трудового отпуска не позднее чем за два дня до его начала (статьи 10 и 176 ТК), превышение предельного количества сверхурочных работ на каждого работника в год (часть 1 статьи 122 ТК), не предоставление работникам выходных дней не позднее чем за шесть рабочих дней подряд (часть 8 статьи 136 ТК).
Выступая одной из сторон коллективного договора, наниматели не всегда обращают внимание на то, что в нем могут содержаться дополнительные гарантии для работников, в случае расторжения с ними трудовых отношений. Поскольку коллективный договор, является локальным правовым актом, он обязателен для исполнения нанимателем, и несоблюдение его требований влечет применение штрафных санкций, как за допущение иных нарушений законодательства о труде (часть четвертая статьи 9.19 КоАП).
К числу иных нарушений законодательства о труде, ответственность за которые предусмотрена частью четвертой статьи 9.19 КоАП, относятся нарушения, повлекшие для работника вредные последствия (причинение имущественного, морального и иного вреда охраняемым КоАП правам и интересам). К таким нарушениям можно отнести задержку выдачи трудовой книжки при увольнении, не предоставление трудового отпуска в течение рабочего года, нарушение порядка привлечения к дисциплинарной (материальной) ответственности и др.
Нередки случаи, когда наниматель, пытаясь привлечь работника к ответственности за допущенные им нарушения, сам становится нарушителем законодательства о труде, не соблюдая порядок и сроки привлечения работников к дисциплинарной ответственности, установленные статьями 199, 200 ТК.
Не соблюдение законодательства о труде показывает, что допущенные нарушения трудовых прав работников являются следствием низкой правовой культуры руководителей организаций, должностных лиц кадровых и юридических служб, ненадлежащего исполнения ими своих должностных обязанностей, не обеспечения повышения квалификации работников. Одной из основных причин нарушений законодательства о труде является недостаточный уровень квалификации работников кадровых служб.
Несмотря на социальную направленность государственной политики и имеющуюся тенденцию роста заработной платы в нарушение требований статьи 59 ТК имеют место случаи выплаты работникам заработной платы в размере, ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы.
Необходимость осуществления доплаты до минимальной заработной платы определяется за каждый месяц по каждому трудовому договору, заключенному с работником (отдельно по основному месту работы и по совместительству) (ст. 343 ТК).
Доплата до минимальной заработной платы может не производиться, если работник не выполнил или допустил некачественное выполнение обязанностей, вытекающих из трудового договора (ч. 2 ст. 6 Закона N 124-З, п. 2 ч. 1 ст. 53, ч. 2 и 3 ст. 71ТК).
С 1 января 2025 года минимальная заработная плата в Республике Беларусь составляет 726 рублей в месяц. При шестидневной рабочей неделе минимальная заработная плата за час работы составляет 4 рубля 33 копейки, при пятидневной рабочей неделе – 4 рубля 34 копейки. В размер минимальной заработной платы не включаются выплаты компенсирующего характера (доплата за работу в ночное время, сверхурочное, выходные дни и др.).
В завершение данной статьи хочется еще раз напомнить нанимателям и работникам о необходимости соблюдения законодательства о труде и добросовестном отношение к исполнению своих должностных обязанностей.
Валентина БОГАЧЕВА,
начальник отдела труда и заработной платы, управления по труду, занятости
и социальной защите Горецкого райисполкома