Штраф, конфискация и уголовная ответственность за незаконное использование беспилотников

Штраф, конфискация и уголовная ответственность за незаконное использование беспилотников

1.1. За что привлекут к административной ответственности и каким будет размер штрафа

 Согласно Проекту КоАП пополнится новыми нормами, устанавливающими ответственность за нарушение требований по госучету и эксплуатации БЛА и авиамоделей (ст. 18.38), а также изменятся уже существующие нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства (ст. 18.35 КоАП).

Определения БЛА и авиамодели, которые появятся в КоАП, содержательно будут идентичны уже имеющимся в Указе N 297. Так, для целей КоАП:

1) под БЛА понимается беспилотный летательный аппарат, используемый в гражданской авиации, предназначенный для перевозки грузов и (или) оснащенный цифровыми камерами и (или) другим оборудованием, которое позволяет выполнять в процессе полета различные функции, а также идентифицируемые запасные части к нему, не относящиеся к продукции военного назначения, подлежащей экспортному контролю;

2) под авиамоделью — летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которым возможно только при условии визуального контакта с ним, не оснащенный никаким оборудованием, используемый в том числе для развлечений, а также идентифицируемые запасные части к нему. К авиамоделям не относятся воздушные игрушечные шары, змеи и летающие игрушки без дистанционного управления.

Кого и за какие нарушения, связанные с БЛА и авиамоделями, накажут, а также каким будет размер штрафа, узнаете из таблицы.

Норма КоАП в ред. ПроектаСостав правонарушенияЛицо, привлекаемое к ответственностиВзыскание (вид, размер)Органы, должностные лица которых уполномочены составлять протоколОрган, рассматривающий дело об административном правонарушении (ст. 3.1 ПИКоАП)Комментарий
Часть 1 ст. 18.38Ввоз на территорию Беларуси, хранение, оборот, эксплуатация и изготовление БЛА и авиамоделей в нарушение требований законодательстваФизлицоШтраф от 20 до 50 БВ с конфискацией БЛА и авиамоделиОВД; органы погранслужбы; таможенные органы; транспортная инспекция Минтранса; органы воздушного транспорта; органы госбезопасности; органы МАРТ (абз. 4, 5, 8, 10, 11, 12, 14 п. 3 ст. 3 Проекта)Суд (абз. 3 п. 1 ст. 3 Проекта)С 28.09.2023 физическим лицам запрещен ввоз на территорию Беларуси, эксплуатация и изготовление БЛА и авиамоделей, а также использование воздушного пространства БЛА, а с 28.03.2024 — также их хранение и оборот (абз. 2 и 3 п. 9, подп. 1.1 п. 1 Указа N 297). Такой порядок действует до особого решения Президента (п. 7 Указа N 297).    
Часть 2 ст. 18.38Ввоз на территорию Беларуси, хранение, оборот и изготовление БЛА и авиамоделей юрлицами и ИП в нарушение требований законодательстваФизлицо (т.е. должностное лицо организации. Данное примечание применимо и к указанным ниже статьям)Штраф от 20 до 50 БВ с конфискацией либо безОВД; органы погранслужбы; таможенные органы; транспортная инспекция Минтранса; органы воздушного транспорта; органы госбезопасности; органы МАРТ (абз. 4, 5, 8, 10, 11, 12, 14 п. 3 ст. 3 Проекта)Суд (абз. 3 п. 1 ст. 3 Проекта)1. Указ N 297 с 28.12.2023 ввел необходимость получения разрешений на ввоз БЛА и авиамоделей на территорию Беларуси (ч. 1 подп. 1.3 п. 1). Постановление N 970 установило порядок их выдачи. С 26.07.2025 в действующем порядке ввоза и оборота БЛА и авиамоделей произойдет ряд изменений. Будет: — упрощен ввоз БЛА и авиамоделей в интересах силовых, правоохранительных и некоторых других организаций из-за пределов ЕАЭС (ч. 3 п. 1.3 п. 1 Указа N 297 в ред. от 23.04.2025); — введена обязанность юрлиц и ИП согласовывать продажу (иной переход прав) БЛА до ее осуществления. Исключение — осуществление таковой госорганам. Порядок согласования установит Совмин (подп. 1.8 п. 1 Указа N 297 в ред. от 23.04.2025). 2. Наложение административного взыскания на юрлицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение его виновное должностное лицо, равно как и наоборот (ч. 2 п. 4.6 КоАП). Поэтому за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 18.39 КоАП, может быть привлечена к ответственности как сама организация, так и ее должностные лица. При этом, поскольку в диспозиции данной нормы обозначены юрлица и ИП, а в санкции обозначены и физлица, полагаем, что именно юрлица должны выступать в качестве первейшего субъекта административной ответственности, а физлица — дополнительно. То есть они могут быть привлечены к административной ответственности со ссылкой на ч. 2 ст. 4.6 КоАП, а могут и не привлекаться.   Обратите внимание! Для привлечения ИП и юрлиц к административной ответственности по статье против безопасности движения и эксплуатации транспорта (т.е. гл. 18 КоАП) соблюдение специального условия ст. 4.6 КоАП не требуется
ИПШтраф до 100 БВ с конфискацией либо без
ЮрлицоШтраф до 200 БВ с конфискацией либо без
Часть 3 ст. 18.38Нарушение требований по постановке на госучет и снятию с госучета БЛАФизлицоШтраф от 20 до 50 БВТранспортная инспекция Минтранса; органы воздушного транспорта (абз. 10, 11 п. 3 ст. 3 Проекта)Органы Минтранса (абз. 4 п. 2 ст. 3 Проекта)Положение о госучете и эксплуатации БЛА N 972 устанавливает порядок постановки БЛА на госучет и снятия с него. Напомним, что юрлица и ИП обязаны поставить БЛА на учет в течение пяти рабочих дней с момента его ввоза, помещения под таможенные процедуры или возникновения на него права собственности на территории Беларуси (подп. 1.6 п. 1 Указа N 297). Аналогичный срок установлен и для снятия с учета БЛА при его продаже или переходе прав к другому юрлицу (ИП) на иных законных основаниях. При утрате БЛА снять его с учета нужно не позднее дня, следующего за днем ее обнаружения (подп. 1.8 п. 1 Указа N 297).    Обратите внимание! С 26.07.2025 порядок снятия с учета БЛА претерпит изменения. При утрате БЛА для снятия с учета необходимо будет обратиться в Департамент по авиации в день обнаружения утраты. В случае если обнаружение утраты приходится на нерабочий день или нерабочее время (после 18:00) — в первый следующий за ним рабочий день (ч. 4 подп. 1.8 п. 1 Указа N 297 в ред. от 23.04.2025). В иных случаях (продажи и т.п.) срок обращения для снятия с госучета останется прежним. Кроме того, появится обязательная процедура предварительного согласования возможности снятия БЛА с учета до его продажи или иного перехода прав. Ее порядок определит Совмин (ч. 1 — 3 подп. 1.8 п. 1 Указа N 297 в ред. от 23.04.2025).
ИПШтраф до 100 БВ
ЮрлицоШтраф до 200 БВ
Часть 4 ст. 18.38Выполнение полета БЛА без нанесения на него уникального учетного номера БЛА и идентификационной метки класса БЛА, а равно управление его полетом оператором, не прошедшим подготовку операторов БЛА, либо передача управления БЛА лицу, не прошедшему подготовку операторов БЛАФизлицоДля физлица штраф от 20 до 50 БВ; ИП — до 100 БВ; юрлицо — до 200 БВТранспортная инспекция Минтранса; органы воздушного транспорта (абз. 10, 11 п. 3 ст. 3 Проекта)Органы Минтранса (абз. 4 п. 1 ст. 3 Проекта)Эксплуатация БЛА разрешается только: — при наличии (нанесении) на него уникального учетного номера; — с идентификационной меткой класса БЛА; — без внесения изменений в конструкцию БЛА, которые не соответствуют требованиям документов производителя (п. 3 Положения о госучете и эксплуатации БЛА N 972). Эксплуатацию БЛА осуществляет оператор, прошедший специальную подготовку. Требования к такой подготовке определены Положением о порядке подготовки операторов БЛА N 972 (подп. 1.9 п. 1 Указа N 297).  
ИП
Юрлицо
Часть 1 ст. 18.35Нарушение правил использования воздушного пространства, за исключением совершения нарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 18.35ФизлицоШтраф от 20 до 50 БВОрганы воздушного транспорта; органы ВС; органы госбезопасности (абз. 5 п. 12, п. 27 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП, абз. 12 п. 3 ст. 3 Проекта)Суд (ст. 3.2 ПИКоАП)Порядок использования воздушного пространства Беларуси определяют Правила N 1471
ИПШтраф от 30 до 60 БВ
ЮрлицоШтраф от 40 до 100 БВ
Часть 2 ст. 18.35Нарушение правил использования воздушного пространства с использованием БЛА, сверхлегкого летательного аппарата, в том числе планера, дельтаплана, параплана, а также воздушного судна любительской конструкции, аэростатического аппарата либо правил использования авиамоделейФизлицоШтраф от 5 до 50 БВ с конфискацией либо безОВД; органы погранслужбы; органы воздушного транспорта; органы госбезопасности; органы ВС (абз. 5 п. 12, п. 27 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП, абз. 4, 5, 11, 12 п. 3 ст. 3 Проекта)Суд (ст. 3.2 ПИКоАП)1. Порядок использования воздушного пространства Беларуси определяют Правила N 1471. Их нарушение с использованием БЛА будет квалифицироваться по ч. 2 ст. 18.35 КоАП.    Обратите внимание! Оператор и эксплуатирующая БЛА организация обязаны обеспечить безопасность полетов, соблюдать Правила N 1471 и несут за это ответственность (п. 12 и 54 Положения о госучете и эксплуатации БЛА N 972).2. Порядок, правовые и организационные основы использования авиамоделей регулируют Правила N 980, Указ N 81.    Примечание Сейчас ответственность за все нарушения правил использования воздушного пространства наступает по ч. 1 ст. 18.35 КоАП, а при наличии признака повторности — по ч. 2 ст. 18.35 КоАП. Например, по данной статье КоАП привлекают к ответственности за несанкционированное использование воздушного пространства владельцами (пользователями) авиамоделей в пределах установленных запрещенных зон; на высоте, превышающей 100 м от уровня земли, и т.п.
ИПШтраф от 10 до 100 БВ с конфискацией либо без
ЮрлицоШтраф от 20 до 150 БВ с конфискацией либо без

1.2. Когда административное правонарушение становится уголовным преступлением

 Повторное нарушение правил ввоза, хранения, оборота, эксплуатации или изготовления БЛА и авиамоделей в течение года после наложения административного взыскания за предшествующее нарушение будет квалифицироваться уже как уголовное преступление (ст. 300-1 УК). За него грозит лишение свободы на срок до двух лет со штрафом или без. А также возможны:
— общественные работы;
— штраф;
— исправительные работы до года;
— арест;
— ограничения свободы до двух лет со штрафом или без.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет.

Предмет преступления — БЛА и авиамодель. Примечание к ст. 300-1 УК дает их определения, они аналогичные содержащимся в Указе N 297 и подстрочным примечаниям к ст. 18.35 и 18.38 КоАП.

Обратите внимание! Сейчас законодательство прямо не предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил использования БЛА. Однако в зависимости от наступивших последствий действия виновного лица могут быть квалифицированы по разным статьям УК. Например, как хулиганство, акт терроризма, нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта и др.

1.3. Иные изменения КоАП в сфере безопасности полетов

Статья 18.4 КоАП будет дополнена ч. 4, устанавливающей ответственность за управление гражданским воздушным судном:

— не зарегистрированным в Госреестре гражданских воздушных судов либо без наличия бортовой документации, которая должна находиться на борту воздушного суда при выполнении полетов;

— лицом, не имеющим права управления им.

Такие действия повлекут наложение штрафа на физлицо (т.е. должностное лицо организации) в размере до 30 БВ, а на юрлицо — до 70 БВ.

2. Доставка и вручение международных отправлений и товаров физлицам без контроля

С 28.12.2023 Указ N 297 не только ужесточил требования к обороту БЛА, но и ввел обязательный контроль ввозимых в Беларусь международных почтовых отправлений или товаров в адрес физлиц на предмет наличия в них БЛА и авиамоделей, а также иных товаров, за незаконное перемещение которых через госграницу предусмотрена уголовная ответственность (п. 1 Положения о проведении контроля N 970, ч. 1 п. 2 Указа от 25.09.2023 N 297). Исключение — отправления и товары, следующие транзитом.

Обязанность по доставке в места проведения контроля международных отправлений и товаров возложена на лиц, которые ввозят или уже ввезли их с территории государств — членов ЕАЭС. Речь идет об организациях и ИП, осуществляющих перевозку, осуществляющих или организующих дистанционную торговлю (интернет-площадки) с физлицами и т.п.

Доставка таких отправлений и товаров в места проведения контроля должна осуществляться до их доставки или вручения адресатам-физлицам. Информация о местах и порядке проведения контроля размещена на едином Интернет-портале таможенных органов в разделе «Перевозчикам».

Обратите внимание! Международные отправления и товары, доставляемые в адрес юрлиц для их последующей передачи конкретным физлицам, также подлежат контролю. В таком случае получатель, указанный в транспортных (перевозочных) документах, значения не имеет. То есть, если выполняется гражданско-правовой договор по доставке товаров, где конечным получателем является физлицо, товар обязательно должен быть доставлен в место проведения контроля, независимо от количества меняющихся лиц, обеспечивающих его доставку.

Лица, которые вручают ввезенные отправления и товары, должны передавать их физлицам по предъявлении документа, удостоверяющего личность получателя, или иного документа (водительского удостоверения, военного билета и т.п.). Исключение — организации (лица), осуществляющие и (или) организующие дистанционную торговлю (интернет-площадки) (подп. 2.3 п. 2 постановления N 970).

Согласно Проекту за нарушения в данной сфере появится административная ответственность (ст. 13.6). Недоставка международных почтовых отправлений или товаров в место проведения контроля либо вручение их физлицу без проведения контроля повлекут для работников организаций штраф от 10 до 25 % от стоимости предмета административного правонарушения (т.е. международного отправления или товара, не прошедшего контроль), а для ИП или юрлица — штраф до 50 % от его стоимости.

Обратите внимание! Нарушение, предусмотренное ст. 13.6 КоАП в ред. Проекта, является правонарушением в области предпринимательской деятельности (гл. 13 КоАП). Для привлечения к ответственности юрлица, ИП по данной статье должно соблюдаться специальное условие, предусмотренное ст. 4.6 КоАП.

Дополнительные материалы
Статья. Особенности привлечения к административной ответственности

Протоколы по таким правонарушениям будут уполномочены составлять:
— ОВД;
— таможенные органы;
— органы МАРТ;
— а в части международных почтовых отправлений — органы Минсвязи (абз. 3, 7 п. 3 ст. 3 Проекта).

А рассматривать их (т.е. привлекать к ответственности по ст. 13.6 КоАП в ред. Проекта) — суды (абз. 2 п. 1 ст. 3 Проекта).

Пример
Перевозчик-юрлицо не доставил товар, ввезенный в адрес физлица, в место проведения контроля. Стоимость товара превышает 40 БВ. Специальное условие ст. 4.6 КоАП соблюдается (п. 3 ч. 3 ст. 4.6 КоАП). Юрлицо могут привлечь к ответственности по ст. 13.6 КоАП в ред. Проекта.

Дополнительные материалы
Комментарий. Беспилотники и авиамодели: ввоз, госучет, хранение и эксплуатация, раздел 3. Таможенный контроль посылок и отправлений на наличие БЛА и авиамоделей. Как действовать перевозчикам

3. Вступление в силу

Возможно Проект успеют принять к вступлению в силу последних изменений в Указ N 297, т.е. до 26.07.2025. Предполагается, что предусмотренные Проектом изменения в КоАП, УК и ПИКоАП начнут действовать уже через десять дней после официального опубликования (ст. 4 Проекта).

Фото: freepik.com, носит иллюстративный характер

Александр БАРЩЕВСКИЙ,
заместитель начальника Горецкого РОВД – начальник
милиции общественной безопасности

Последние новости

Сад и огород

Сколько раз на одном месте можно сажать клубнику: главная ошибка 90% дачников

17 декабря 2025
Читать новость
Приемы и прямые линии

Выездной прием граждан и представителей юридических лиц будет осуществлять заместитель председателя райисполкома

17 декабря 2025
Читать новость
ВНС

Ветеран труда Любовь Волчкова: «Молодежи предстоит дальше строить и укреплять нашу Беларусь»

17 декабря 2025
Читать новость
Новости

Районная власть поздравляет работников отдела киновидеообслуживания централизованной клубной системы района с профессиональным праздником

17 декабря 2025
Читать новость
Главные новости

Вопросы обеспечения безопасности несовершеннолетних детей были вынесены на обсуждение на районном родительском собрании

17 декабря 2025
Читать новость
80 лет Великой Победы

ГУК «Горецкая районная библиотечная сеть» победило в областном конкурсе видеороликов «Лица Победы»

17 декабря 2025
Читать новость

Рекомендуем