Штраф, конфискация и уголовная ответственность за незаконное использование беспилотников

1.1. За что привлекут к административной ответственности и каким будет размер штрафа
Согласно Проекту КоАП пополнится новыми нормами, устанавливающими ответственность за нарушение требований по госучету и эксплуатации БЛА и авиамоделей (ст. 18.38), а также изменятся уже существующие нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства (ст. 18.35 КоАП).
Определения БЛА и авиамодели, которые появятся в КоАП, содержательно будут идентичны уже имеющимся в Указе N 297. Так, для целей КоАП:
1) под БЛА понимается беспилотный летательный аппарат, используемый в гражданской авиации, предназначенный для перевозки грузов и (или) оснащенный цифровыми камерами и (или) другим оборудованием, которое позволяет выполнять в процессе полета различные функции, а также идентифицируемые запасные части к нему, не относящиеся к продукции военного назначения, подлежащей экспортному контролю;
2) под авиамоделью — летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которым возможно только при условии визуального контакта с ним, не оснащенный никаким оборудованием, используемый в том числе для развлечений, а также идентифицируемые запасные части к нему. К авиамоделям не относятся воздушные игрушечные шары, змеи и летающие игрушки без дистанционного управления.
Кого и за какие нарушения, связанные с БЛА и авиамоделями, накажут, а также каким будет размер штрафа, узнаете из таблицы.
| Норма КоАП в ред. Проекта | Состав правонарушения | Лицо, привлекаемое к ответственности | Взыскание (вид, размер) | Органы, должностные лица которых уполномочены составлять протокол | Орган, рассматривающий дело об административном правонарушении (ст. 3.1 ПИКоАП) | Комментарий |
| Часть 1 ст. 18.38 | Ввоз на территорию Беларуси, хранение, оборот, эксплуатация и изготовление БЛА и авиамоделей в нарушение требований законодательства | Физлицо | Штраф от 20 до 50 БВ с конфискацией БЛА и авиамодели | ОВД; органы погранслужбы; таможенные органы; транспортная инспекция Минтранса; органы воздушного транспорта; органы госбезопасности; органы МАРТ (абз. 4, 5, 8, 10, 11, 12, 14 п. 3 ст. 3 Проекта) | Суд (абз. 3 п. 1 ст. 3 Проекта) | С 28.09.2023 физическим лицам запрещен ввоз на территорию Беларуси, эксплуатация и изготовление БЛА и авиамоделей, а также использование воздушного пространства БЛА, а с 28.03.2024 — также их хранение и оборот (абз. 2 и 3 п. 9, подп. 1.1 п. 1 Указа N 297). Такой порядок действует до особого решения Президента (п. 7 Указа N 297). |
| Часть 2 ст. 18.38 | Ввоз на территорию Беларуси, хранение, оборот и изготовление БЛА и авиамоделей юрлицами и ИП в нарушение требований законодательства | Физлицо (т.е. должностное лицо организации. Данное примечание применимо и к указанным ниже статьям) | Штраф от 20 до 50 БВ с конфискацией либо без | ОВД; органы погранслужбы; таможенные органы; транспортная инспекция Минтранса; органы воздушного транспорта; органы госбезопасности; органы МАРТ (абз. 4, 5, 8, 10, 11, 12, 14 п. 3 ст. 3 Проекта) | Суд (абз. 3 п. 1 ст. 3 Проекта) | 1. Указ N 297 с 28.12.2023 ввел необходимость получения разрешений на ввоз БЛА и авиамоделей на территорию Беларуси (ч. 1 подп. 1.3 п. 1). Постановление N 970 установило порядок их выдачи. С 26.07.2025 в действующем порядке ввоза и оборота БЛА и авиамоделей произойдет ряд изменений. Будет: — упрощен ввоз БЛА и авиамоделей в интересах силовых, правоохранительных и некоторых других организаций из-за пределов ЕАЭС (ч. 3 п. 1.3 п. 1 Указа N 297 в ред. от 23.04.2025); — введена обязанность юрлиц и ИП согласовывать продажу (иной переход прав) БЛА до ее осуществления. Исключение — осуществление таковой госорганам. Порядок согласования установит Совмин (подп. 1.8 п. 1 Указа N 297 в ред. от 23.04.2025). 2. Наложение административного взыскания на юрлицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение его виновное должностное лицо, равно как и наоборот (ч. 2 п. 4.6 КоАП). Поэтому за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 18.39 КоАП, может быть привлечена к ответственности как сама организация, так и ее должностные лица. При этом, поскольку в диспозиции данной нормы обозначены юрлица и ИП, а в санкции обозначены и физлица, полагаем, что именно юрлица должны выступать в качестве первейшего субъекта административной ответственности, а физлица — дополнительно. То есть они могут быть привлечены к административной ответственности со ссылкой на ч. 2 ст. 4.6 КоАП, а могут и не привлекаться. Обратите внимание! Для привлечения ИП и юрлиц к административной ответственности по статье против безопасности движения и эксплуатации транспорта (т.е. гл. 18 КоАП) соблюдение специального условия ст. 4.6 КоАП не требуется |
| ИП | Штраф до 100 БВ с конфискацией либо без | |||||
| Юрлицо | Штраф до 200 БВ с конфискацией либо без | |||||
| Часть 3 ст. 18.38 | Нарушение требований по постановке на госучет и снятию с госучета БЛА | Физлицо | Штраф от 20 до 50 БВ | Транспортная инспекция Минтранса; органы воздушного транспорта (абз. 10, 11 п. 3 ст. 3 Проекта) | Органы Минтранса (абз. 4 п. 2 ст. 3 Проекта) | Положение о госучете и эксплуатации БЛА N 972 устанавливает порядок постановки БЛА на госучет и снятия с него. Напомним, что юрлица и ИП обязаны поставить БЛА на учет в течение пяти рабочих дней с момента его ввоза, помещения под таможенные процедуры или возникновения на него права собственности на территории Беларуси (подп. 1.6 п. 1 Указа N 297). Аналогичный срок установлен и для снятия с учета БЛА при его продаже или переходе прав к другому юрлицу (ИП) на иных законных основаниях. При утрате БЛА снять его с учета нужно не позднее дня, следующего за днем ее обнаружения (подп. 1.8 п. 1 Указа N 297). Обратите внимание! С 26.07.2025 порядок снятия с учета БЛА претерпит изменения. При утрате БЛА для снятия с учета необходимо будет обратиться в Департамент по авиации в день обнаружения утраты. В случае если обнаружение утраты приходится на нерабочий день или нерабочее время (после 18:00) — в первый следующий за ним рабочий день (ч. 4 подп. 1.8 п. 1 Указа N 297 в ред. от 23.04.2025). В иных случаях (продажи и т.п.) срок обращения для снятия с госучета останется прежним. Кроме того, появится обязательная процедура предварительного согласования возможности снятия БЛА с учета до его продажи или иного перехода прав. Ее порядок определит Совмин (ч. 1 — 3 подп. 1.8 п. 1 Указа N 297 в ред. от 23.04.2025). |
| ИП | Штраф до 100 БВ | |||||
| Юрлицо | Штраф до 200 БВ | |||||
| Часть 4 ст. 18.38 | Выполнение полета БЛА без нанесения на него уникального учетного номера БЛА и идентификационной метки класса БЛА, а равно управление его полетом оператором, не прошедшим подготовку операторов БЛА, либо передача управления БЛА лицу, не прошедшему подготовку операторов БЛА | Физлицо | Для физлица штраф от 20 до 50 БВ; ИП — до 100 БВ; юрлицо — до 200 БВ | Транспортная инспекция Минтранса; органы воздушного транспорта (абз. 10, 11 п. 3 ст. 3 Проекта) | Органы Минтранса (абз. 4 п. 1 ст. 3 Проекта) | Эксплуатация БЛА разрешается только: — при наличии (нанесении) на него уникального учетного номера; — с идентификационной меткой класса БЛА; — без внесения изменений в конструкцию БЛА, которые не соответствуют требованиям документов производителя (п. 3 Положения о госучете и эксплуатации БЛА N 972). Эксплуатацию БЛА осуществляет оператор, прошедший специальную подготовку. Требования к такой подготовке определены Положением о порядке подготовки операторов БЛА N 972 (подп. 1.9 п. 1 Указа N 297). |
| ИП | ||||||
| Юрлицо | ||||||
| Часть 1 ст. 18.35 | Нарушение правил использования воздушного пространства, за исключением совершения нарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 18.35 | Физлицо | Штраф от 20 до 50 БВ | Органы воздушного транспорта; органы ВС; органы госбезопасности (абз. 5 п. 12, п. 27 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП, абз. 12 п. 3 ст. 3 Проекта) | Суд (ст. 3.2 ПИКоАП) | Порядок использования воздушного пространства Беларуси определяют Правила N 1471 |
| ИП | Штраф от 30 до 60 БВ | |||||
| Юрлицо | Штраф от 40 до 100 БВ | |||||
| Часть 2 ст. 18.35 | Нарушение правил использования воздушного пространства с использованием БЛА, сверхлегкого летательного аппарата, в том числе планера, дельтаплана, параплана, а также воздушного судна любительской конструкции, аэростатического аппарата либо правил использования авиамоделей | Физлицо | Штраф от 5 до 50 БВ с конфискацией либо без | ОВД; органы погранслужбы; органы воздушного транспорта; органы госбезопасности; органы ВС (абз. 5 п. 12, п. 27 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП, абз. 4, 5, 11, 12 п. 3 ст. 3 Проекта) | Суд (ст. 3.2 ПИКоАП) | 1. Порядок использования воздушного пространства Беларуси определяют Правила N 1471. Их нарушение с использованием БЛА будет квалифицироваться по ч. 2 ст. 18.35 КоАП. Обратите внимание! Оператор и эксплуатирующая БЛА организация обязаны обеспечить безопасность полетов, соблюдать Правила N 1471 и несут за это ответственность (п. 12 и 54 Положения о госучете и эксплуатации БЛА N 972). 2. Порядок, правовые и организационные основы использования авиамоделей регулируют Правила N 980, Указ N 81. Примечание Сейчас ответственность за все нарушения правил использования воздушного пространства наступает по ч. 1 ст. 18.35 КоАП, а при наличии признака повторности — по ч. 2 ст. 18.35 КоАП. Например, по данной статье КоАП привлекают к ответственности за несанкционированное использование воздушного пространства владельцами (пользователями) авиамоделей в пределах установленных запрещенных зон; на высоте, превышающей 100 м от уровня земли, и т.п. |
| ИП | Штраф от 10 до 100 БВ с конфискацией либо без | |||||
| Юрлицо | Штраф от 20 до 150 БВ с конфискацией либо без |
1.2. Когда административное правонарушение становится уголовным преступлением
Повторное нарушение правил ввоза, хранения, оборота, эксплуатации или изготовления БЛА и авиамоделей в течение года после наложения административного взыскания за предшествующее нарушение будет квалифицироваться уже как уголовное преступление (ст. 300-1 УК). За него грозит лишение свободы на срок до двух лет со штрафом или без. А также возможны:
— общественные работы;
— штраф;
— исправительные работы до года;
— арест;
— ограничения свободы до двух лет со штрафом или без.
Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет.
Предмет преступления — БЛА и авиамодель. Примечание к ст. 300-1 УК дает их определения, они аналогичные содержащимся в Указе N 297 и подстрочным примечаниям к ст. 18.35 и 18.38 КоАП.
Обратите внимание! Сейчас законодательство прямо не предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил использования БЛА. Однако в зависимости от наступивших последствий действия виновного лица могут быть квалифицированы по разным статьям УК. Например, как хулиганство, акт терроризма, нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта и др.
1.3. Иные изменения КоАП в сфере безопасности полетов
Статья 18.4 КоАП будет дополнена ч. 4, устанавливающей ответственность за управление гражданским воздушным судном:
— не зарегистрированным в Госреестре гражданских воздушных судов либо без наличия бортовой документации, которая должна находиться на борту воздушного суда при выполнении полетов;
— лицом, не имеющим права управления им.
Такие действия повлекут наложение штрафа на физлицо (т.е. должностное лицо организации) в размере до 30 БВ, а на юрлицо — до 70 БВ.
2. Доставка и вручение международных отправлений и товаров физлицам без контроля
С 28.12.2023 Указ N 297 не только ужесточил требования к обороту БЛА, но и ввел обязательный контроль ввозимых в Беларусь международных почтовых отправлений или товаров в адрес физлиц на предмет наличия в них БЛА и авиамоделей, а также иных товаров, за незаконное перемещение которых через госграницу предусмотрена уголовная ответственность (п. 1 Положения о проведении контроля N 970, ч. 1 п. 2 Указа от 25.09.2023 N 297). Исключение — отправления и товары, следующие транзитом.
Обязанность по доставке в места проведения контроля международных отправлений и товаров возложена на лиц, которые ввозят или уже ввезли их с территории государств — членов ЕАЭС. Речь идет об организациях и ИП, осуществляющих перевозку, осуществляющих или организующих дистанционную торговлю (интернет-площадки) с физлицами и т.п.
Доставка таких отправлений и товаров в места проведения контроля должна осуществляться до их доставки или вручения адресатам-физлицам. Информация о местах и порядке проведения контроля размещена на едином Интернет-портале таможенных органов в разделе «Перевозчикам».
Обратите внимание! Международные отправления и товары, доставляемые в адрес юрлиц для их последующей передачи конкретным физлицам, также подлежат контролю. В таком случае получатель, указанный в транспортных (перевозочных) документах, значения не имеет. То есть, если выполняется гражданско-правовой договор по доставке товаров, где конечным получателем является физлицо, товар обязательно должен быть доставлен в место проведения контроля, независимо от количества меняющихся лиц, обеспечивающих его доставку.
Лица, которые вручают ввезенные отправления и товары, должны передавать их физлицам по предъявлении документа, удостоверяющего личность получателя, или иного документа (водительского удостоверения, военного билета и т.п.). Исключение — организации (лица), осуществляющие и (или) организующие дистанционную торговлю (интернет-площадки) (подп. 2.3 п. 2 постановления N 970).
Согласно Проекту за нарушения в данной сфере появится административная ответственность (ст. 13.6). Недоставка международных почтовых отправлений или товаров в место проведения контроля либо вручение их физлицу без проведения контроля повлекут для работников организаций штраф от 10 до 25 % от стоимости предмета административного правонарушения (т.е. международного отправления или товара, не прошедшего контроль), а для ИП или юрлица — штраф до 50 % от его стоимости.
Обратите внимание! Нарушение, предусмотренное ст. 13.6 КоАП в ред. Проекта, является правонарушением в области предпринимательской деятельности (гл. 13 КоАП). Для привлечения к ответственности юрлица, ИП по данной статье должно соблюдаться специальное условие, предусмотренное ст. 4.6 КоАП.
Дополнительные материалы
Статья. Особенности привлечения к административной ответственности
Протоколы по таким правонарушениям будут уполномочены составлять:
— ОВД;
— таможенные органы;
— органы МАРТ;
— а в части международных почтовых отправлений — органы Минсвязи (абз. 3, 7 п. 3 ст. 3 Проекта).
А рассматривать их (т.е. привлекать к ответственности по ст. 13.6 КоАП в ред. Проекта) — суды (абз. 2 п. 1 ст. 3 Проекта).
Пример
Перевозчик-юрлицо не доставил товар, ввезенный в адрес физлица, в место проведения контроля. Стоимость товара превышает 40 БВ. Специальное условие ст. 4.6 КоАП соблюдается (п. 3 ч. 3 ст. 4.6 КоАП). Юрлицо могут привлечь к ответственности по ст. 13.6 КоАП в ред. Проекта.
Дополнительные материалы
Комментарий. Беспилотники и авиамодели: ввоз, госучет, хранение и эксплуатация, раздел 3. Таможенный контроль посылок и отправлений на наличие БЛА и авиамоделей. Как действовать перевозчикам
Возможно Проект успеют принять к вступлению в силу последних изменений в Указ N 297, т.е. до 26.07.2025. Предполагается, что предусмотренные Проектом изменения в КоАП, УК и ПИКоАП начнут действовать уже через десять дней после официального опубликования (ст. 4 Проекта).
Фото: freepik.com, носит иллюстративный характер
Александр БАРЩЕВСКИЙ,
заместитель начальника Горецкого РОВД – начальник
милиции общественной безопасности








