«Рады, что принимаем участие в таком значимом проекте». ДРСУ-127 первым в стране осваивает технологию ресайклинга

Горецкий район исторически является первопроходцем многих прорывных технологий, которые впоследствии успешно внедряют в стране в различных отраслях экономики. Это не только инновационные сельскохозяйственные и промышленные проекты, но и дорожные, которые находятся на контроле у Президента Александра Лукашенко и председателя облисполкома Анатолия Исаченко



Чтобы эффективно восстановить гравийные дороги, в Год качества ДРСУ № 127 первым в стране проводит дорожный эксперимент: осваивает технологию ресайклинга. Это добавление цемента в старое гравийное покрытие. Если она себя оправдает, ее реализуют по всей стране. Только в Могилевской области таких дорог более 3 тыс. км.
В минувший понедельник корреспонденты «Горецкого вестника» посмотрели, как укрепляют цементом 4,133 км
гравийной дороги Шеды – Осиповичи – Сальники, и оценили преимущества нового покрытия.

По словам директора ДРСУ № 127 Александра Хромченко, предложил руководству «Могилевоблдорстроя» реализовать этот инновационный проект на территории Горецкого района председатель облисполкома Анатолий Исаченко, который минувшей осенью во время рабочей поездки по району обратил внимание, как по этой гравийной дороге в распутицу большегрузные автомобили с трудом доставляли с полей КСУП «Овсянка имени И. И. Мельника» сахарную свеклу, рискуя увязнуть в глубоких колеях. В межсезонье после дождей такие неукрепленные гравийные дороги, где отсутствует водоотвод, представляют «головную боль» для водителей многотонных грузовых автомобилей, которые окончательно «разбивают» их. Легковые же автомобили по такому бездорожью и вовсе не могли проехать.

Поскольку жителей в отдаленных населенных пунктах проживает немного, автопоток небольшой, укладывать на гравийных дорогах асфальт или бетон экономически невыгодно. А сельхозпредприятиям перевозить выращенную сельхозпродукцию тоже необходимо без потерь и поломок дорогостоящей техники.
Поэтому выходом стало использование технологии ресайклинга, которую успешно применяют в западных странах и Российской Федерации, где автобаны таким образом укрепляются цементом перед укладкой асфальтобетона. Руководство «Могилевоблдорстроя» приобрело специальный агрегат – распределитель вяжущих материалов. А Горецкое ДРСУ № 127 стало первопроходцем по внедрению этой новой технологии, которую в наших условиях применяют с использованием своего звена техники.

В первый день работы сюда приехали руководство «Могилевоблдостроя», столичного научно-исследовательского института, а также коллеги из Гомеля, чтобы посмотреть на будущее сельских гравийных дорог.
Главный инженер Андрей Макеев приводит такие расчеты: укрепление 4,133 км гравийной дороги Шеды – Осиповичи – Сальники по технологии ресайклинга обойдется всего в 400 тыс. рублей.

Александр Боровский, Дмитрий Куделя и Владимир Цариков
Дорожный эксперимент по душе
В день нашего приезда на объекте трудились 9 человек и работало большое количество техники. Многие совмещали управление несколькими видами техники. Например, Дмитрий Куделя является машинистом автогрейдера, погрузчика и водителем автобуса. В день наши дорожники осваивают по 200 метров. К концу июля осталось уложить всего полтора километра.
Сначала имеющийся дорожный профиль подготавливают: «выравнивают» автогрейдером. Затем все поливается водой. Потом загружаются в распределитель с помощью крана мешки с цементом, который ежедневно по 16 т доставляют из г. Кричева. Его вносят на дорогу, аккуратно распределяя ровным слоем. Затем наступает черед фрезерования, когда дорожная фреза перемешивает цемент с песчано-гравийной смесью непосредственно на покрытии. Затем все разравнивают грейдером и уплотняют дорожным катком, делают уклоны. В течение 7 дней такую дорогу поливают ежедневно водой, чтобы не пересыхала на солнце. Через 28 дней она готова к эксплуатации.

«Для нашей организации это очень значимый проект. Рады, что принимаем участие в его реализации, – говорит Александр Хромченко. – Главные преимущества от передвижения по такой гравийной дороге, укрепленной цементом, почувствуют прежде всего наши сельхозпредприятия. Справа растет ячмень, слева – лен. В дождь ее не размоет. А значит, большегрузная техника будет доставлять без потерь зерно на ток, а лен – под шохи. Автолюбители тоже увидят разницу: по гравийной дороге можно передвигаться со скоростью 60 км/ч., по такой – 80 км/ч.».

По словам Александра Васильевича, с каждым годом в районе увеличивается количество дорог, которые приводят в порядок. Если в прошлом году за сезон асфальтобетон уложили на 6 км, в гравийном исполнении – 2 км, то нынче в асфальтобетоне 10 км, в гравийном – 6 км, а в гравийно-цементном – 4 км.
Настоящим подарком жителям города к юбилейным датам стала укладка асфальта на улице имени П. Машерова.
«Дороги – это артерии жизни»

Так считает машинист фрезы из Могилевского ДРСУ № 59 Александр Боровский, который 2 года работает на этой технике и считает ресайклинг очень выгодным и перспективным проектом. «Как для человека важны кровеносные сосуды, так и для общества необходимы дороги, являющиеся основой для развития, – говорит наш собеседник. – Конечно, нам интересно посмотреть, что здесь будет весной. Но сейчас видно по уже сделанным участкам дорожного полотна, что оно твердое, прочное, ровное, красивое, а главное, качественное. Наша фреза работает как миксер, перемешивая цемент с гравийкой. Затраты небольшие. А польза для людей огромная. Мы в Горецком районе много дорог сделали. Руководство района и области заботится о жителях даже самых отдаленных деревень, чтобы хорошие дороги были всем доступны, в том числе и технике сельхозпредприятий, которая стоит дорого».
Елена АГЕЙЧИК
Фото Михаила ЛЕВЦОВА