Острые вопросы граждан о работе городского транспорта прозвучали в ходе прямой телефонной линии
Семь человек воспользовались возможностью обратиться на прямую линию в редакцию районной газеты «Горецкий вестник» и задать вопросы директору автопарка № 17 Ивану Вабищевичу
Что изменилось с приходом нового руководителя
— Иван Васильевич, что сделано в этом году по улучшению работы общественного транспорта в городе и районе?
— За 2023 г. приобретено 3 новых низкопольных автобуса марки МАЗ-206047 вместимостью 72 места, из которых
28 сидячих. Специалисты разработали новое расписание, исходя из производственных возможностей филиала. Оно было откорректировано с учетом индивидуальных перевозчиков. Теперь интервал движения между отправлениями составляет 5 минут. Раньше было 8 минут. Решились проблемные вопросы по микрорайону Строителей. Для удобства пассажиров автопарк использовал автобусы для организации дачных маршрутов. Все это значительно увеличило пассажиропоток и выручку.
— Какие новые междугородние маршруты открыли?
— Сегодня автопарк обслуживает 5 междугородних маршрутов: на Оршу, Мстиславль, Могилев через Коровчино, Трилесино, Рясно. Социальные стандарты по всем направлениям выполняются на более 100%. Пока открытие дополнительных маршрутов не планируется, потому что междугородние рейсы являются недотированными и все убытки ложатся на предприятие. За январь-октябрь 2023 г. по междугородним маршрутам они достигли
-261,9 тыс. рублей. Доходы за километр пробега составили 1,18 руб., а расходы — 1,76 руб.
— Насколько оправдало себя введение расписания движения владельцам маршруток?
— Можно с уверенностью ответить на данный вопрос, что проведен колоссальный объем работы, который дал положительный результат. Пассажиры могут уехать в разные направления города. Увеличился пассажиропоток, что привело к росту выручки по городу на 26%. Это с учетом того, что стоимость проезда не менялась с марта 2022 г.
— Толпы людей на остановках в час пик и перегруженные автобусы… Как эту проблему планирует решать руководство автопарка?
— Час пик — это время, когда люди едут на работу и учебу и обратно домой. Вызвано это совпадением графиков, так как большинство организаций работают с 8:00 до 17:00. В нашем городе такие часы пик утром, где-то с 7:00 до 8:00, вечером — с 17:00 до 18:00. Основной причиной перегруженности остается отсутствие требуемого количества водителей. На предприятии ежемесячно анализируются пассажиропотоки и при необходимости принимаются решения по перераспределению транспорта. Есть маршруты, по которым автобусы ходят с наполняемостью до 90%, а есть те, где еле-еле заполняются сидячие места. В этом случае автобус со слабого маршрута можем передать на более востребованное
направление.
Индивидуальные перевозчики не будут работать на убыточном маршруте, поэтому ищут лазейки и пишут заявления о ремонтах машин, временно приостанавливают движение. Соответственно выпадают рейсы из расписания, которое составлено с учетом каждого перевозчика, а автопарку ехать все равно приходится, выгодно это или нет.
В первом квартале 2024 г. планируется обновление автобусного парка на 2 единицы. Уже подготовлен проект расписания, что приведет к улучшению обслуживания пассажиров.
Не все смогли зайти в автобус
Первый звонок читателя. Марина Геннадьевна: —20 декабря 2023 года стала свидетелем ситуации, когда в 7:45 на остановке возле магазина «Вояж» 20 пассажиров не смогли зайти в автобус. Многие опоздали на работу. Приехал зеленого цвета автобус «Вокзал-Учхоз» малой вместимости с одной открытой дверью посередине. Он был под завязку забит пассажирами, дети сидели и держали свои рюкзаки в руках. Никто в него зайти так и не смог. До автобуса проехали 3 маршрутки, которые тоже были заполнены. Они даже не останавливались на остановке, а проезжали мимо. Почему в час пик на маршруты вы направляете небольшие автобусы?
И. В.: — В этот день автобус большой вместимости МАЗ-103 сломался. Вместо него на линию вышел новый комфортабельный низкопольный автобус МАЗ-206 на 72 посадочных места. В нем не одна дверь, а две, вторая — возле водителя.
М. Г.: — Но в тот день ее возле водителя даже не открыли из-за переполненности автобуса.
И. В.: — Автобусы МАЗ-103 с производства снимают, и в ближайшем будущем мы перейдем только на МАЗ-206.
М. Г.: — А что мешает в таких случаях больше давать дополнительных рейсов в час пик, особенно по утрам? Иначе подобные ситуации будут постоянно повторяться.
И. В.: — Это будет зависеть в том числе и от того, сколько новых автобусов мы получим. Конечно, будем находить выход и давать дополнительные рейсы. Однако не все зависит только от нас. Расписание составлено с учетом движения 11 индивидуальных перевозчиков. Автопарк с ними работает в равных условиях. Мы не можем, когда нам захочется, в любое время организовывать новые маршруты и отправлять автобусы. Все дополнительные рейсы должны быть согласованы с центром в г. Могилеве. Это происходит на конкурсной основе.
Нужна остановка и рейс на Могилев
Наталья Викторовна: — Почему нет остановки автобуса возле д. Комаровичи? Добраться до нашей деревни, где сегодня проживают 200 человек, — настоящая проблема. Чтобы доехать до Горок, нам надо пешком пройти до д. Гощ-Чарны, а если до Могилева, то до д. Панкратовка. Маршрутчики из Горок нас возить не хотят, конечно, отдают предпочтение пассажирам до Могилева. Еще вопрос: Почему нет ни одного автобуса до Могилева, который отправлялся бы с автовокзала через Заходы?
И. В.: —Введение новых остановок и маршрутов не в нашей компетенции. Остановочные павильоны находятся в ведении той дорожной организации, которая обслуживает этот участок дороги. Вам надо сделать письменное обращение в райисполком или в ту дорожную организацию. Новый маршрут мы сами не можем организовать. На него должны объявить тендер. Кто его выиграет, тот и будет осуществлять обслуживание. Это может быть не только автопарк, но и частные перевозчики.
«Надеемся на автобус по воскресеньям»
Жительница д. Стан Любовь Леонидовна: — Это коллективная просьба жителей нашей улицы. Нас тут шестеро человек сидит. К нам ходит ваш автобус Горки-Добрая по вторникам и пятницам. Очень удобный рейс. Просим организовать его в такое же время и в воскресенье.
И. В.: — Изучим этот вопрос совместно с райисполкомом и дадим ответ. Рейсы по этому маршруту окупаемые. Думаю, вопрос будет решен положительно.
На чем уехать после 21:00?
Тамара Григорьевна: — Почему нет автобуса после 21:00 с железнодорожного вокзала. Моя дочь работает в магазине в этом микрорайоне до 21:00. Выехать отсюда в это время невозможно. Маршрутки тоже не ходят.
И. В.: —Этот вопрос берем на контроль. С нового года будут дополнительные рейсы в это время на академию.
Валерий Петрович: — 15 декабря, в пятницу, автобуса на Слободу по расписанию в 18:38 не было, 21 человек вынужден был пойти пешком. Звонили в вашу диспетчерскую — трубку никто не поднял. До которого времени они работают? К тому же вывешенное расписание у вас неточное по выходным дням. Указанного там рейса в субботу нет.
И. В.: —Диспетчерская работает до 18:30. В этот день у нас автобус вышел на маршрут, но сломался во время движения по улице Советской. Тогда был общегородской праздник зажжения огней на елке на площади Центральной. Движение было организовано по объездному маршруту. По поводу точности расписания будем
разбираться.
В час пик — больше рейсов
Александр Николаевич: — Мы отправляем внука в школу утром на остановке Академия с учхоза в 7:35. Автобусы постоянно заполнены под завязку людьми — нельзя ни стоять, ни сидеть. Давайте автобусы большей вместимости или чаще делайте в час пик рейсы.
И. В.: —К сожалению, большие автобусы уже изношенные и часто выходят из строя. Когда поступает новый транспорт, мы его направляем именно на те маршруты, где большой пассажиропоток.
Алеся: — Я считаю, что для нас, пассажиров, введение расписания для маршруток ухудшило передвижение по городу. Невозможно уехать ни вечером, когда приходят дизели из Орши, ни в час пик с академии до центра на работу вовремя. Я не хочу стоять в толпе людей на остановке и ожидать приезда транспорта.
И. В.: —Поймите, под каждого человека на остановке невозможно подстроиться. Не могут ходить автобусы через каждые 2-3 минуты и мгновенно доставлять пассажиров из пункта А в пункт Б. Бывают также технические сбои и неисправности. В 2023 году из трех полученных новых автобусов один серьезно сломался. Поломка заводская. Мы реагируем на каждое обращение и стремимся оперативно урегулировать ситуацию.
Не согласен с тем, что с введением расписания для индивидуальных перевозчиков передвижение пассажиров ухудшилось. Раньше они ездили только по одному маршруту «Вокзал-Академия». Сегодня же доставляют людей и на учхоз, и на Строителей, и на Слободу, и на академию по улице Заслонова. Если кого-то из индивидуальных перевозчиков его маршрут не устраивает, скоро будет новый конкурс, где он может выиграть другой.
С февраля 2024 года расписание движения общественного транспорта изменится. В нем будут учтены все проблемные на сегодня вопросы. Мы работаем над тем, чтобы организовать доставку пассажиров в более комфортных условиях.
Записала Елена АГЕЙЧИК,
фото Михаила ЛЕВЦОВА,
видео Руслана ДАРГЕЛЯ