Опытный образец нового сверхтяжелого двигателя обещают изготовить на ММЗ к 2025

Начальник конструкторского бюро двигателей специального назначения управления главного конструктора Минского моторного завода Александр Никишев рассказал в YouTube-проекте БЕЛТА “По факту: решения Первого” о новой разработке предприятия – сверхмощном двигателе.

Специалист обратил внимание, что создание нового двигателя – трудоемкий, сложный процесс длительностью в среднем около пяти лет. На ММЗ к этой работе приступили в 2020 году. “Руководством завода было принято решение о создании линейки новых сверхтяжелых двигателей большой размерности. Под эти цели было создано новое конструкторское бюро, и мы приступили к разработке нового двигателя”, – пояснил он.
Предназначен новый продукт прежде всего для отечественной отрасли тяжелого машиностроения. В первую очередь для карьерных самосвалов грузоподъемностью 220-290 т. Тем более востребованным этот двигатель становится после введения санкций в отношении Беларуси и прекращения поставок сюда некоторых импортных двигателей. Есть также большая заинтересованность со стороны российских предприятий.
К настоящему времени специалисты ММЗ уже разработали полный комплект конструкторской документации, изготовлено большое количество заготовок. Сейчас идет обработка заготовок и изготовление деталей. В этом году должен появиться первый опытный образец. “Сейчас набирается вся номенклатура деталей, чтобы приступить к сборке. Ориентировочно мы рассчитываем, что к 2025 году у нас будет полностью собранный готовый образец для того, чтобы можно было уже получать результаты испытаний”, – рассказал Александр Никишев.
Для испытаний двигателя на заводе построили специальный бокс. Мощность моторов, которые могут испытывать на этом оборудовании, достигает практически 5,5 тыс. лошадиных сил. “Такого в Беларуси никогда раньше не было. Уникальное оборудование”, – подчеркнул специалист. Рабочий объем V16 почти в 9 раз превышает объем самого мощного серийно выпускаемого двигателя ММЗ и почти в 40 раз – двигателя среднестатистического легкового автомобиля. Его длина превышает 3 м, а высота и ширина более 2 м. “Беларусь никогда не разрабатывала таких больших двигателей. А сейчас мы создаем такой продукт, такого монстра”, – заявил Александр Никишев. Для сравнения: рабочий объем четырехцилиндрового двигателя Д-245 – 4,75 л, а в новом V16 рабочий объем только одного цилиндра будет 4,3 л, общий рабочий объем – 69 л.
“Мы еще планируем создавать исполнения двигателей для дизель-генераторных установок. В перспективе можно рассматривать вопрос применения этих двигателей в качестве главных и вспомогательных судовых двигателей. Даже можно подумать насчет локомотивов, поездов и тому подобного”, – считает специалист.
Вместе с тем завод не останавливается на достигнутом и планирует разработать линейку двигателей на базе V16. Уже в работе V12. Он меньше по габаритам, по мощности, но также необходим стране и в первую очередь БЕЛАЗу, который выпускает широкую линейку карьерных самосвалов, начиная от грузоподъемности 20 т и заканчивая 450 т. На подходе и следующий, третий образец – V8, “половинка” от V16.
Рассуждая о том, не исчезнет ли в будущем потребность в обычных двигателях из-за того, что их заменят электродвигатели, Александр Никишев сказал: “Почему-то на тяжелой технике никто не спешит активно внедрять эти новые разработки в плане электрификации. Да, есть попытки делать карьерные самосвалы на электротяге (условно – на батарейках). Но это пока первые образцы. Насколько они будут востребованы, эффективны, покажет время. Применение обычного двигателя внутреннего сгорания на такой большой технике еще будет долго оставаться актуальным”.