Миграционные процессы как компонент социально-экономического и демографического развития Республики Беларусь

Миграционные процессы при их грамотном управлении могут и должны стать важным компонентом социально-экономического и демографического развития Беларуси.
Сегодня, по мнению специалистов, стабилизировать рынок труда, повысить сбалансированность спроса и предложения на рабочую силу, минимизировать кадровые диспропорции возможно только в комплексе решая вопросы экономического, организационного и демографического характера, в том числе путем рационального привлечения иностранной рабочей силы.
При этом Республика Беларусь сохраняет привлекательность для мигрантов, в том числе прибывающих для осуществления трудовой деятельности, а также желающих получить высшее образование в Беларуси.
МВД в рамках своей компетенции выполняет административные процедуры по выдаче нанимателям Республики Беларусь разрешительных документов для привлечения иностранной рабочей силы, а также осуществляет контроль за прибывшими в Беларусь иностранными работниками.
Решения о привлечении иностранной рабочей силы принимаются только с учетом ситуации на рынке труда. В соответствии с требованиями Закона о внешней трудовой миграции осуществление трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь допускается лишь в том случае, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь.
Таким образом, допуск на национальный рынок труда трудящихся-иммигрантов осуществляется только после заключения о возможности привлечения иностранных специалистов комитетами по труду и занятости, координирующими ситуацию на рынке труда Республики Беларусь и обеспечивающими реагирование на изменения ситуации в части наличия вакансий на рынке труда.
Складывающая миграционная ситуация должна максимально использоваться в своих интересах регионами страны, где необходимы трудовые ресурсы.
Уже сегодня для этого есть все правовые механизмы. Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» любому иностранному работнику и специалисту предоставлено право получить разрешение на постоянное проживание.
Для этого необходимо ходатайство нанимателя перед районным исполнительным комитетом, который, в свою очередь, высказывается в поддержку такого ходатайства, проанализировав потребности рынка труда.
Иностранцам, а также членам их семей предоставляется право на однократную денежную выплату в размере двух бюджетов прожиточного минимума на покрытие расходов на переезд в Республику Беларусь и первоначальное обустройство.
Важно понимать, что эффективность данного механизма регулирования внешней миграции зависит в первую очередь от активности и заинтересованности регионов в получении на свои предприятия специалиста необходимой квалификации и готовности ходатайствовать о его постоянном проживании.
Положительная реакция на обращение трудоспособного иностранца и готовность его принять повлечет приезд в нашу страну и других иностранцев, желающих работать в республике. Сформирует доверие иностранца к местным органам власти, ощущение своей нужности. У большинства таких мигрантов появиться чувство благодарности к стране, предоставившей возможность спокойно жить и трудиться. А имеющиеся законодательные фильтры позволят отсечь нежелательных для страны иностранцев еще на этапе регистрации и подачи документов.
Наряду с законодательным упрощением порядка въезда и пребывания в стране иностранцев, осуществления ими трудовой деятельности в Республике Беларусь, в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, регулирования миграционных потоков, обеспечения прав и свобод граждан Республики Беларусь и иностранцев, а также противодействия незаконной миграции органами внутренних дел во взаимодействии с органами государственной безопасности, органами пограничной службы, таможенными органами, Министерством иностранных дел, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь осуществляется миграционный контроль.

первый заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь
Правоохранительные органы обладают широким спектром правовых инструментов, направленных на обеспечение стабильной криминогенной обстановки в стране, связанной с пребыванием иностранцев.
Как результат, необходимо констатировать, что количество правонарушений, ежегодно совершаемых мигрантами на территории Республики Беларусь, является самым низким по сравнению с другими государствами постсоветского пространства, и не оказывает влияния на криминогенную ситуацию в нашем государстве.
Виталий НАУМЧИК,
первый заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь