Как в круговороте будничных дней не потерять связь со своими детьми?

В суете домашних дел, в рабочих вопросах, в круговороте будней мы теряем, в прямом и переносном смысле, наших детей. Самой банальной причиной их отстраненности от родителей является отсутствие общения, доверительных разговоров и бесед.

У современных детей свои кумиры, интересы, информационная среда. Они живут в своем, непонятном для взрослых мире, в котором все чувства, переживания и мысли скрыты от окружающих. И это является основной причиной, по которой дети решаются на необдуманные поступки.

Каждый ребенок может по-разному реагировать на трудности: один замкнется в себе, другой станет бороться с вызовами, третий будет искать помощи и защиты у близких.

Наибольшую озабоченность вызывают дети, которые склонны замыкаться в себе вместо активного поиска помощи и отстаивания своих интересов. Такого подростка можно сравнить с улиткой, спрятавшейся в раковине. И догадаться, чем он в ней занят, о чем думает и что собирается сделать, очень сложно.

Каждый человек, а подросток крайне остро, в силу своих возрастных особенностей, воспринимает проблемы трех «Н»: непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья, непереносимость тоски и одиночества.

И, как следствие, начинается внутренняя борьба с тремя «Б»: беспомощностью, бессилием и безнадежностью.

В процессе этой борьбы, если вовремя не поговорить с таким ребенком, он может прийти к выводу о том, что он ни на что не годен, никому не нужен, и вынести себе смертельный приговор.

Спецификой подросткового возраста является повышенная чувствительность к происходящим событиям, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток, как наиболее «легкий» способ ее разрешения, может выбирать добровольный уход из жизни.

Характерными чертами для таких детей являются:

  • настойчивые или повторные мысли о своей ненужности этому миру;
  • депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, жизненной активности, проблемы со сном;
  • может присутствовать зависимость от наркотиков или алкоголя;
  • чувство изоляции, отверженности; их депрессия может быть вызвана уходом из семьи и лишением систем поддержки;
  • ощущение безнадежности и беспомощности;
  • неспособность общаться с другими людьми из-за чувства безысходности;
  • они считают, что лучше не станет «никогда». Их речь и мысли полны обобщений и фатальны: «жизнь ужасна», «всем все равно».

Выделяют «ключи», по которым можно определить намерения или состояние подростка.

Вербальные (речевые) ключи — непосредственные заявления типа «Я подумываю об уходе из этого мира». Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду».

Поведенческие ключи: отчая­ние и плач. Повторное прослушивание грустной музыки и песен. Нехватка жизненной активности. Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем). Повышение или потеря аппетита. Вялость и апатия. Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение. Уход от обычной социальной активности, замкнутость. Приведение в порядок своих дел. Отказ от личных вещей. Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам. Чувство вины, упрек в свой адрес.

Эмоциональные ключи: любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону. Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников. Недавняя перемена места жительства. Семейные неурядицы. Неприятности с законом. Коммуникативные затруднения. Проблемы со школой или занятостью. Социальная изоляция. Хроническая, прогрессирующая болезнь.

Не все из перечисленных поведенческих признаков могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех указывает, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.

Поговорите со своим ребенком! Услышьте его! Загляните в его глаза! Несколько шагов навстречу помогут уберечь, сохранить и не потерять вашего ребенка. Быть услышанным родителями — это так важно для него.

Если вы увидели, что у ребенка проблемы, и понимаете, что ему и вам нужна помощь — обратитесь к педагогу-психологу учреждения образования или районного социально-педагогического центра. Также работают телефоны доверия по следующим номерам: 8(0222)-71-11-61 (Могилевская область); 8-(017)-300-100-6, 8(0222)-47-31-61 (круглосуточная экстренная психологическая помощь); 8(801)-100-16-11 (рес­публиканская «Детская телефонная линия»). Вам помогут!

Татьяна ТОДЕРЕНЧУК,
методист ГУ «Горецкий районный учебно-методический кабинет»,
психолог

Последние новости

Сад и огород

Сколько раз на одном месте можно сажать клубнику: главная ошибка 90% дачников

17 декабря 2025
Читать новость
Приемы и прямые линии

Выездной прием граждан и представителей юридических лиц будет осуществлять заместитель председателя райисполкома

17 декабря 2025
Читать новость
ВНС

Ветеран труда Любовь Волчкова: «Молодежи предстоит дальше строить и укреплять нашу Беларусь»

17 декабря 2025
Читать новость
Новости

Районная власть поздравляет работников отдела киновидеообслуживания централизованной клубной системы района с профессиональным праздником

17 декабря 2025
Читать новость
Главные новости

Вопросы обеспечения безопасности несовершеннолетних детей были вынесены на обсуждение на районном родительском собрании

17 декабря 2025
Читать новость
80 лет Великой Победы

ГУК «Горецкая районная библиотечная сеть» победило в областном конкурсе видеороликов «Лица Победы»

17 декабря 2025
Читать новость

Рекомендуем