Как обезопасить пожилых и престарелых граждан от хищений и мошенничеств

Как обезопасить пожилых и престарелых граждан от хищений и мошенничеств

Пенсионеры — частые жертвы мошенничества: они доверчивы и не могут отказать мошенникам. Чаще всего на уловки мошенников попадаются одинокие пожилые люди. Большая часть не чистых на руку граждан — прекрасные психологи, умеющие воздействовать на пожилого человека силой убеждения. Аферист убеждает жертву в том, что он не тот, кем является на самом деле, располагает к себе человека, внушает ему веру в свои возможности, чтобы пострадавший добровольно отдал ему то, что от него требуют

Особенности пожилых людей, привлекающие мошенников: доверчивость и открытость, страх обидеть кого-то своим недоверием; недостаток общения, эмоциональный голод, одиночество; слабая информированность по ряду вопросов (незнание законодательства, некритичное отношение к официально заявленной информации и т.д.); неумение пользоваться мобильными телефонами, компьютером, банковскими картами и Интернетом.

В настоящее время, наиболее распространенным способом мошенничества считается обман по мобильному телефон, мессенджерам Viber, Telegram, WhatsApp (звонки на мобильный с просьбой о помощи от «родственников», под предлогом оформления заявки на кредит и т.д.;

Наиболее частые высказывания, которые можно услышать от телефонных мошенников: «Мама/папа/бабушка/дедушка, я попал в беду! Нужны деньги на взятку / лечение / компенсацию пострадавшему.» «Это служба безопасности банка, по вашей карте обнаружена подозрительная активность, давайте отменим операцию. Продиктуйте номер карты, срок действия и пин-код.» «Мы из правоохранительных органов: ваш внук кого-то сбил, нужна взятка пострадавшему.» «Вам положены компенсации, выплаты, надбавки и перечисления из бюджета. Нужно только комиссию оплатить.»

Что нужно мошенникам: данные карты для перевода денег: номер, срок действия и CVV — трехзначный код на обратной стороне карты. Пенсионеры диктуют всю информацию голосом, либо же лишаются денег самостоятельно путем перевода их на счёт злоумышленника, либо оформляют кредит.

Практически все, кто становится жертвой мошенников, не раз были проинформированы, однако конкретно в момент общения с преступником волнуются и теряются. Многие объясняют свое поведение тем, что с толку сбивает доброжелательность и «компетентность» злоумышленников. Разговаривая с приятным и вежливым человеком, который оперирует терминами и даже некоторыми личными данными, обращается по имени и отчеству, не замечаешь подвоха.

Со слов пострадавших, все звучит правдоподобно, будто бы тебе хотят помочь, якобы «остановить списание денег со счета». Мошенники предлагают «спасти» от мошенников — сегодня это весьма распространённая ситуация. Пользуясь тем, что люди переживают за свои сбережения, на этом делает акцент. Человека застают врасплох и пугают: рассказывают о подозрительных банковских транзакциях, о том, что с его карты снимают деньги или оформляют кредит — и предлагают срочно это прекратить.

Скорость, кстати, тоже имеет значение и является одной из уловок. Всё происходит быстро, сразу много вопросов, поток информации — анализировать некогда, сделать паузу не выходит, как и положить трубку, отказавшись от любого рода услуг. И человек начинает следовать инструкциям. Предоставляет реквизиты карты, пароли, которые направляются системой дистанционного банковского обслуживания в смс-сообщениях, паспортные данные. А уже имея такие сведения, злоумышленник может не только украсть деньги, но и оформить онлайн-кредит.

Но и это не предел. Особые методы срабатывают и офлайн. Когда люди идут в банк самостоятельно и по «рекомендации» аферистов берут кредит. Причём, и банков и кредитов может быть несколько. Два-три дня «клиента» держат на крючке, постоянно поддерживая связь и координируя действия. В итоге круглая сумма ложится на счёт мошенников: наличные обманутые должники переводят через инфокиоск. Доходит до того, что ради займа в город приезжают даже из сельской местности.

Такая схема актуальна сейчас для лжемилиционеров. Звонят, представляются сотрудниками правоохранительных органов и призывают совместными усилиями, опять же, разоблачить интернет-мошенников, поучаствовать в «спецоперации». Иногда просят жертву никому о секретном задании не сообщать, угрожая при этом уголовной ответственностью.

В качестве подтверждения отправляют фото поддельного удостоверения в мессенджер, используют профессиональную лексику или какие-то данные о реальных сотрудниках милиции, которые можно найти в открытом доступе. Как правило, в разговоре участвуют несколько аферистов, раздают указания друг за другом. Такая цепочка даёт больший эффект, как бы придаёт важности разговору, убеждает в правдивости, да и в целом не даёт человеку опомниться и отойти от телефона.

Представители банка и правоохранительных органов не используют мессенджеры (Viber, Telegram, WhatsApp), для общения с гражданами! Более того, они не просят устанавливать на свое мобильное устройство приложения удаленного доступа, такие как «AnyDesk, RustDesk, TeamViewer, AirDroidKids»

Если вам поступил подобный звонок — прекратите разговор и сообщите об этом в милицию.

Фото носит иллюстративный характер.

Последние новости

Проект "Имена героев живут в названиях улиц и площадей"

Имена героев живут в названиях улиц и площадей: улица имени Кирилла Мазурова

22 декабря 2024
Читать новость
Новости

Врач рассказала, по каким критериям выбрать сладкий подарок для ребенка

22 декабря 2024
Читать новость
Новости

Пять специалистов Горецкого РЭС отмечены заслуженными наградами. Что они говорят о своей работе?

22 декабря 2024
Читать новость
Новости

Руководство района поздравляет работников и ветеранов энергетической отрасли района с профессиональным праздником

22 декабря 2024
Читать новость
Новости

Народные приметы на 22 декабря 2024 года: что нельзя делать в этот день

22 декабря 2024
Читать новость
Новости

Гороскоп на 22 декабря 2024 года: что обещают астрологи

22 декабря 2024
Читать новость

Рекомендуем