Хочу в школу!

Главным условием успешного учения ребенка в школе является наличие у него соответствующей мотивационной готовности, а это положительное отношение к школе, желание учиться, а также стремление занять позицию школьника. От мотивационной готовности ребенка к обучению в школе зависит, насколько быстро и безболезненно ребенок поймет и примет роль ученика, примет и будет выполнять новые для него правила школьной жизни, насколько успешным станет процесс познания нового. Бывает так, что пришедший в школу первоклассник может иметь неплохие способности, но при этом желание учиться, то есть трудиться, выражено слабо. Вряд ли такой школьник будет успешен
В формировании у дошкольников мотивов учения значительную роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Важно помнить, что желание учиться, быть успешным учеником должно стать желанием именно ребенка, а не родителей. Желания родителей недостаточно для успеха ребенка, важно наличие такого внутреннего желания, подкрепленного действиями, у самого школьника.
Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения.
Помогите ребёнку учиться в школе радостно. Расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе. На доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка. Воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний. Воспитывайте произвольность, управляемость поведения. Никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Полезными будут беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы, игра в школу. Рассказы и стихи необходимо подбирать так, чтобы показать ребенку различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке в школе. При этом важно показать образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с ребенком на сравнении образцов правильного и неправильного (сточки зрения организации школьного обучения) поведения.
Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдёшь в школу — там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!». Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учёба пойдёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.
Наталья Анатольевна ЗИНОВЕНКО,
педагог-психолог государственного учреждения
образования «Добровская средняя школа Горецкого района»








