«Главный мотиватор – личный пример». Учитель английского языка Виталий Гурков рассуждает о тонкостях мастерства и качествах современного педагога
Он один из немногих представителей сильной половины человечества, кто ступил в молодости на педагогическую стезю и уже много лет учит и воспитывает детей. О своем пути в профессии, качествах, которыми должен обладать современный педагог, тонкостях мастерства рассуждает учитель английского языка ГУО «Гимназия № 1 г. Горки» Виталий ГУРКОВ
– Виталий Викторович, кто сыграл решающую роль в выборе вашего профессионального пути?
– Почему стал педагогом? Возможно, будет звучать смешно, но на данный момент я сказал бы, что все решила… судьба. Никого из близких родственников, связанных с педагогикой, нет, поэтому утверждать, что пошел по стопам отца или матери и продолжил семейную династию, нельзя. У родителей были свои идеи по поводу моей будущей профессии, но мешать не стали и мой выбор поддержали. Когда оканчивал школу, думал, что учить других может быть интересно. В итоге – не ошибся.
– А где родился и вырос авторитетный педагог гимназии? Где начинал трудовую деятельность?
– Родился недалеко от города Мстиславля. Но к тому времени, когда надо было идти в школу, родители переехали в этот районный центр. Учился в средней школе, которая сейчас имеет статус гимназии. После окончания университета вернулся в родную школу, где проработал два года. В 2000 году, волею судьбы, переехал в Горки, трудоустроился в гимназию. Здесь и работаю по сегодняшний день.
– Как мотивируете гимназистов на успешное овладение иностранным языком?
– Сложно сказать, потому что сейчас детей непросто чем-то удивить. Они более продвинутые, чем предыдущие выпуски учащихся. В любом случае всегда хвалю учащихся за их успехи, не сравниваю с другими в плане достижений. В то же время всегда привожу примеры из своей практики, чтобы понимали, «что такое хорошо и что такое плохо», пытаюсь их мотивировать. Общаюсь со своими учениками, чтобы знать, чего и как они хотят достигнуть, стараюсь показать, что я в них верю. А вообще мой самый главный мотиватор – это личный пример.
– Возможно, есть учащиеся, которыми вы гордитесь?
– Провокационный вопрос. Я горжусь всеми своими учениками. Горжусь моими олимпиадниками, а их у меня уже 59, за их достижения; кем-то за то, что не изменили своим взглядам и убеждениям; кем-то – потому что стали хорошими людьми и достойными гражданами нашей страны. Сейчас у меня уже учатся дети моих первых учеников. И, если вижу, что они воспитали хороших ребят и девчонок, то ими тоже горжусь.
– Что, на ваш взгляд, самое главное в работе учителя?
– Однажды я беседовал на эту тему со знакомым профессором. В результате нашей дискуссии пришли к такому выводу. Самое главное в работе учителя, чтобы, входя в класс, ты видел хотя бы одну пару «горящих и живых» глаз, чтобы знал, что ты сюда пришел не зря, что ты нужен. А, если таких глаз больше, чем одна пара, значит, ты все делаешь правильно.
– Какие качества необходимы современному педагогу, чтобы ученики слушали, верили, чтобы знали предмет, а в дальнейшей самостоятельной жизни вспоминали наставника добрым словом?
– На мой взгляд, человечность, искренность и профессионализм. Дети всегда чувствуют, искренне с ними общаются или нет. Без человечности у меня не получается. И, конечно, учитель должен сам хорошо знать то, что он делает, чтобы научить детей.
– У вас есть возможность обратиться к коллегам. Что хотели бы пожелать им накануне профессионального праздника?
– Первое и главное – здоровья. Чтобы рядом всегда были родные люди, кто сможет помочь и поддержать. Спокойствия – оно сильнее эмоций и помогает лучше. Обязательно находить время, чтобы порадоваться жизни, и, конечно же, успехов в профессиональной деятельности.
Авторское отступление
Не смогла обойти вниманием короткое видеопоздравление учащегося одной из школ республики своим учителям. Одиннадцатиклассник искренне поблагодарил их за «преданность профессии и упорный труд в процессе формирования будущего учеников». Впечатлила фраза школьника «Вы невоспетые герои, которые изменяют мир». На первый взгляд, пафосно, но если развивать эту мысль, то, действительно, наши уважаемые учителя скромно и плодотворно готовят своих учеников к тому, чтобы они в будущем строили города и лечили людей, летели в космос и создавали новые образцы техники, охраняли рубежи страны и растили богатые урожаи… А в общем изменяли мир и делали нашу жизнь лучше. Выходит, прав ученик. Каждый учитель из большой педагогической когорты достоин быть воспетым за важный труд для будущего своей страны.
И даже самого скромного педагога, плодотворно работающего на ниве образования, как говорят, находит награда. В четверг на районном торжестве, посвященном Дню учителя, Виталию Викторовичу Гуркову вручена Грамота Министерства образования Республики Беларусь. Надеюсь, она станет для учителя еще одним поводом для гордости за выбор такой важной и нужной обществу профессии.
Тамара ДРОЗДОВСКАЯ
Фото Михаила ЛЕВЦОВА