Что нового в Кодексе об образовании?
Депутаты Палаты представителей поддержали изменения в Кодекс об образовании. Новации затронут вузы, колледжи, детские сады, в законе официально закрепят «дистанционку». Рассказать о проекте Закона «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» и работе над нововведениями мы попросили депутата Палаты представителей Национального собрания, заместителя председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Елену КОЛЕСНЕВУ.
— Надо отметить, что в новой редакции Кодекса об образовании сохранена действующая структура. Общая и особенная части проекта включают 297 статей. Нововведений много, поэтому я остановлюсь только на ключевых моментах.
В общей части вводится ряд новых терминов и определений, таких как «бакалавр», «магистр», «грант на обучение», «конфликт интересов педагогического работника», «коррекционные занятия», «сетевая форма взаимодействия» и др. Появится возможность реализации обучающих программ посредством сетевого взаимодействия между учреждениями образования. Актуальным является и выделение в самостоятельную дистанционной формы. Расширяется сфера применения целевой подготовки специалистов и служащих (рабочих). Также вводятся нормы, направленные на внедрение инклюзивных подходов в образовании.
Общее среднее станет обязательным
Кодексом в новой редакции предлагается установить обязательным в республике получение общего среднего образования. Сейчас у нас обязательным является общее базовое образование.
Планируется утвердить требования к полному наименованию учреждения образования. Оно должно содержать слова «учреждение образования» и указание на его тип или вид. При этом вводится запрет на использование в наименованиях юридических лиц, не являющихся учреждениями образования, слов «детский сад», «школа» (кроме организаций физической культуры и спорта), «гимназия», «лицей», «училище», «колледж», «университет», «институт».
К новым типам будут отнесены учреждения дополнительного образования одаренных детей и молодежи. Известно, что с 1 января 2021 года начал функционировать Национальный детский технопарк, основная цель работы которого — совершенствование системы выявления и поддержки одаренных учащихся. Это и обосновало необходимость данного нововведения.
Еще одна новация — статья «Трудоустройство в счет брони», которая предоставляет бронирование мест для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с особенностями психофизического развития при невозможности предоставить место при распределении.
Исключат некоторые виды детсадов
В особенной части проекта Кодекса по каждому уровню образования также вводятся новшества. Так, в дошкольном образовании предусматривается оптимизация видов учреждений дошкольного образования. Сохраняются такие как детский сад, санаторный детский сад, дошкольный центр развития ребенка, исключаются ясли, ясли-сад, санаторный ясли-сад. Хочу обратить внимание, что это оптимизация видов учреждений, но не их количества. Принято решение потому, что название «детский сад» является всем понятным. Остальные учреждения должны будут привести в соответствие свои учредительные документы в течение двух лет после вступления Закона в силу.
Появится возможность организации в учреждениях дошкольного образования кружков и иных форм работы (в настоящее время такую программу они не реализуют).
Прием в первый класс
В проекте Кодекса закрепляется норма приема лиц для получения начального образования в возрасте шести лет. В то же время по желанию родителей прием в первый класс может осуществляться в более позднем возрасте. Учредитель учреждения общего среднего образования наделяется правом по заявлению законного представителя несовершеннолетнего разрешить прием в первый класс в более раннем возрасте. Сейчас такое разрешение выдает Минобразования.
В школе предусматривается изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, в том числе в рамках организации профильного обучения.
Коснется оптимизация и видов учреждений общего среднего образования за счет исключения таких как «гимназия-интернат», «вечерняя школа», «межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся», «межшкольный центр допризывной подготовки», «учебно-педагогический комплекс» с сохранением видов: «гимназия-колледж искусств», «училище олимпийского резерва». В то же время начальным, базовым и средним школам будет предоставлена возможность реализовывать программу дошкольного образования.
Планируется оставить только профессиональные колледжи, которые будут выполнять программы профессионально-технического, среднего специального и общего среднего образования.
Изменится и структура высшего образования. Так, на данном уровне предусматриваются: бакалавриат (общее высшее образование 4-4,5 года), магистратура (углубленное высшее образование 1-2 года), непрерывная образовательная программа высшего образования (специальное высшее образование 5-6 лет с дипломом магистра для отдельных технических специальностей и высшее образование по специальностям «Здравоохранение»).
Послевузовское образование переименовывается в уровень научно-ориентированного — аспирантура (адъюнктура) и докторантура.
Постоянная комиссия по образованию, культуре и науке приступила к подготовке данного законопроекта к рассмотрению во втором чтении. В планах Палаты представителей и проведение парламентских слушаний по проекту Кодекса.
Во время работы в округе депутаты нашей комиссии встречаются с педагогическими коллективами, обсуждают нормы Кодекса, анализируют предложения. Поступают предложения и от депутатов из других комиссий парламента.
Мною проведен ряд встреч с профессорско-педагогическим составом академии, руководителями учреждений образования города Горки, педагогическими коллективами районов нашего округа. Работа над новой редакцией Кодекса продолжается.
Подготовила Ольга КИММЕЛЬ