Что делать, чтобы не допустить пожара во время кормозаготовки

Продолжается одна из основных сельскохозяйственных компаний – заготовка грубых кормов. Эта работа требует большого количества материальных ресурсов и человеческих усилий. Бывают случаи, когда колоссальный труд уничтожается за считанные часы. Ежегодно при проведении работ по заготовке грубых кормов происходят пожары
Так, 14 ноября в 15:07 спасателям сообщили о загорании кормоуборочной техники (универсального энергетического средства) при проведении сельхозработ в поле возле аг. Лобча Лунинецкого района. Огнем повреждены моторный отсек, колесо технического средства, лакокрасочное покрытие кузова. Пострадавших нет. Причина пожара устанавливается.
Причины пожаров разные. Это и детская шалость, и неосторожное обращение с огнем взрослых, и нарушение правил эксплуатации техники, и отсутствие сторожевой охраны (из-за отсутствия или неисправности ограждения посторонние лица могут свободно проникнуть на территорию складов грубых кормов), и умышленное уничтожение или поджог, и самовозгорание грубых кормов, сложенных на хранение недосушенными.
Чтобы сохранить каждую тонну кормов, необходимо выполнять следующие требования:
– все лица, занятые на заготовке грубых кормов или временно привлекаемые для выполнения определенного вида или объема работ в период заготовки грубых кормов, должны быть проинструктированы под роспись, знать свои действия на случай возникновения пожара, уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и инвентарем;
– к работе на складах грубых кормов, а также на заготовке и перевозке их допускать автотракторную технику с отрегулированными системами питания, смазки, зажигания и охлаждения, обеспеченную надежными искрогасителями, средствами пожаротушения и инвентарем в полном объеме. Нагревшиеся части двигателя, глушителей необходимо защищать металлическими кожухами.
При складировании грубых кормов на территории складов следуйте правилам:
– скирды грубых кормов должны быть опаханы полосой шириной не менее 4 м на расстоянии 15 м от основания скирды;
– площадь основания одной скирды не должна превышать 150 кв. м, а штабеля прессованного сена или соломы – 500 кв. м;
– разрывы между штабелями или скирдами должны быть не менее 20 м. Штабели и скирды допускается размещать попарно, при этом разрывы между штабелями и скирдами в одной паре должны быть не менее 6 м, а между соседними парами – не менее 30 м. Противопожарные разрывы между кварталами должны быть не менее 100 м. В разрывах между двумя парами скирд должна быть пропахана полоса шириной не менее 4 м;
– расстояние от скирд и штабелей до линии электропередач должно быть не менее 15 м, до дорог – 20 м;
– во время погрузки-разгрузки кормов двигатель транспортного средства, стоящего под погрузкой-разгрузкой, должен быть заглушен. Заводить автомобиль допускается только после уборки просыпавшихся кормов от выхлопной трубы;
– готовность в противопожарном отношении складов грубых кормов перед их загрузкой должна определяться комиссией в составе руководителя организации, инженера по охране труда, транспортной и пожарной безопасности, главного инженера, иных специалистов с составлением соответствующих актов;
– грубые корма с повышенной влажностью складировать, укладывать в стога, штабели, копны, склады не допускается. Необходимо осуществлять ежедневный температурный контроль сложенных грубых кормов с регистрацией даты, времени, места замера и температуры в специальном журнале. Для определения влажности допускается применять экспресс-методы с помощью влагомеров с погрешностью не более 1% при влажности до 18%. При влажности грубых кормов более 17% должна производиться их досушка;
– ограждающие конструкции склада грубых кормов должны быть исправными. Образовавшиеся трещины, дыры должны немедленно устраняться;
– в помещения складов вход посторонних лиц не допускается. Двери (ворота) складов, если работа в них не осуществляется, должны быть закрыты на замки.
При заготовке грубых кормов водителям необходимо помнить:
– выпускные трубы двигателей самоходных шасси, косилок, тракторов, автомобилей и комбайнов, применяемых при уборке хлеба, заготовке грубых кормов, должны быть оборудованы исправными искрогасителями. Наличие искрогасителей обязательно и для тракторов, занятых на вспашке, если эти работы производятся одновременно с жатвой возле участков с неубранным хлебом или грубыми кормами;
– водитель транспортного средства с ДВС не реже 2-3 раз в смену должен очищать поверхность двигателя, коллектора, выхлопной трубы, искрогасителя от пыли, нагара;
– клеммы аккумуляторов, стартера дистанционного электромагнитного пускателя и генератора тракторов, электрокаров и других самоходных машин должны быть защищены от попадания на них токопроводящих предметов;
– очистка от пыли радиаторов двигателей при помощи отработавших газов должна проводиться вне хлебных массивов. Применение открытого огня для выжигания пыли в радиаторах двигателей не допускается;
– необходимо своевременно очищать от намотавшейся соломистой массы битеры, соломонабиватели, транспортеры, подборщики, шнеки и другие вращающиеся детали и узлы комбайнов, уборочных машин;
– ТО, ремонт и стоянка уборочных машин и агрегатов допускаются не ближе 30 м от хлебных массивов.
Все лица, занятые на заготовке грубых кормов должны помнить, что основной причиной пожаров является курение. Поэтому курение, пользование открытым огнем, разведение костров в хлебных массивах (скирдах сена и соломы), на участках скирдования сена и соломы, а также на расстоянии менее 30 м от них, выжигание сухой растительности, трав на корню, стерни и пожнивных остатков не допускаются. На полевых станах курение допускается только в специально предназначенных для курения местах на расстоянии не менее 4 м от техники (машин) и горючих материалов.
Фото взято из открытых интернет-источников
и носит иллюстративный характер
Горецкий РОЧС








