Диалог власти и бизнеса: какие условия для развития предпринимательства созданы в районе и что препятствует его росту
В технопарке “Горки” БГСХА по инициативе депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимира Павловского провели заседание круглого стола
По мнению Владимира Сергеевича, в Год качества важно всем поднимать бренд «Сделано в Беларуси» на новый уровень и уделять внимание эффективности предприятий не только госсектора, но и негосударственной формы собственности. В ходе открытого диалога заместитель председателя райисполкома Ирина Барковская и представители малого и среднего бизнеса обсудили с парламентарием актуальные проблемные вопросы и предложения по развитию предпринимательской инициативы и инвестиционной активности в районе, чтобы увеличить количество новых предприятий и рабочих мест на них.
– Наш Горецкий край – это моя малая родина. Своей первостепенной задачей как депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь считаю сделать все, что от меня зависит, чтобы жизнь людей улучшалась, открывались предприятия различных форм собственности, создавались новые рабочие места в том числе и для молодежи. Поэтому такие диалоговые площадки с представителями малого и среднего бизнеса, на предприятиях и в организациях которых работают наши люди, приобретают особое значение. Я хочу знать, какие проблемы сегодня волнуют предпринимателей в районе, насколько глобальный характер они носят, какие коррективы необходимо внести в тот или иной законопроект или кодекс для более оперативного их решения и повышения инвестиционной привлекательности региона, – сказал Владимир Сергеевич.
На встречу с депутатом и руководством райисполкома пришли представители всех направлений малого и среднего бизнеса в районе. Не только те, кто занимаются торговлей, но и производством, сельским хозяйством, транспортным обслуживанием, перевозками, общепитом.
Частный бизнес прирастает
Заместитель председателя райисполкома по экономике Ирина Барковская рассказала о развитии предпринимательства на территории района, его вкладе в экономику и экспортный потенциал, а также тех условиях, которые созданы в районе для увеличения количества негосударственных предприятий.
На 1 октября у нас работают 196 коммерческих организаций, в том числе 28 крестьянско-фермерских хозяйство, 652 ИП. За 9 месяцев этого года зарегистрировали 8 новых юрлиц и 50 ИП. Это на два юрлица меньше и на 15 ИП больше, чем год назад. Вклад в бюджет района частников весомый – 13, 5 млн рублей. Это 45,2% доходной части консолидированного бюджета.
Ирина Николаевна отметила, что малый и средний бизнес развивается на территории района неравномерно: 94,2% в городе и только 5,8% осуществляют деятельность на селе. При этом 64% работают в сфере услуг, в том числе 56,2 % в торговле, 10,2% ремонтируют автомобили и бытовые изделия, 10,6% занимаются производством, 7,8% строительством, 7,3% сельским хозяйством. Аналогичная ситуация складывается и в сфере индивидуального предпринимательства, где 86% ИП заняты в сфере услуг.
Выпускают разнообразную промышленную продукцию 26 малых предприятий. Ирина Барковская акцентировала внимание на возрастании экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства, которые реализовали на внешних рынках товаров на 10,2 млн долларов, или 145,7%, услуг на 1,6 млн долларов. Их удельный вес в сфере экспорта услуг достиг 96,6%.
Работают в частном секторе чуть больше 3 тыс. человек.
Чтобы стимулировать развитие предприятий малого и среднего бизнеса, райисполком предлагает к сдаче в аренду и к продаже неиспользуемые объекты недвижимости. За последние 6 лет им продали 14 зданий, в том числе 11 за одну базовую величину. Только в этом году это 3 объекта, в числе которых один за БВ. Ирина Николаевна подчеркнула, что недавно один из участников круглого стола приобрел на аукционе деревообрабатывающий участок УКПП «Коммунальник».
Сегодня под реализацию инвестпроектов руководство района предлагает 9 земельных участков.
Что сдерживает развитие
Все участники круглого стола активно участвовали в диалоге, откровенно и аргументированно рассказывали о проблемах, приводили убедительные примеры, вносили различные предложения. Первой прозвучала проблема ценообразования. Согласно Постановлению от 19 октября 2022 года № 713 Совета Министров «О системе регулирования цен», все производители обязаны согласовывать повышение отпускных цен на потребительские товары с облисполкомом. В этой процедуре немало сложностей. Процесс согласования занимает большое количество времени, требует представления множества документов и всяческих расчетов, для написания которых необходим отдельный штат работников. Спорным моментом назвали требование о проведении маркетинговых исследований. При этом нигде не сказано, как это правильно сделать, каким образом проверят и что кроется за формулировкой в отказе «о недостаточном их проведении». Например, требуют предоставить цены конкурентов. Директор ООО «Самая мебель» Игорь Титов рассказал, что из 6 предприятий-конкурентов, которым он сделал запрос, только одно официально сообщило о своих ценах. Иван Князев выразил сомнение в необходимости сдерживать цены на дорогостоящие товары не первой необходимости. Неповышение в течение 2 лет цен лишают предпринимателей оборотных средств и возможности вкладывать деньги в развитие производства.
Есть у региональных бизнесменов, занимающихся производством мебели, и вопросы к оперативности информирования торговой палаты о проведении международных выставок в России и других странах.
Рассказали участники круглого стола об имеющихся проблемах с использованием и обслуживанием дорогостоящего программного обеспечения, обучением работе с ним и его неэффективным совмещением с кассовым оборудованием и системой считывающих устройств, о сложностях введения электронных накладных, цифровых подписей и др.
Облегчать работу, а не создавать трудности
Директор ООО «Проспект-Инвест» Андрей Сидоренко обозначил имеющиеся просчеты во взаимодействии с частным сектором экономики и предложил, чтобы все новшества не только разрабатывались специалистами соответствующих министерств и ведомств, но и обсуждались на диалоговых площадках с представителями частного бизнеса: «Хочется, чтобы все нововведения облегчали работу, а не создавали проблемы. Сначала надо проанализировать ситуацию и предвидеть все ошибки и последствия принятых решений, чтобы улучшать, а не ухудшать инвестиционный климат, и увеличивать количество предприятий малого и среднего бизнеса. Мы, частники, все хотим работать, развиваться и платить налоги».
Участники мероприятия поинтересовались, когда устранят бюрократические препоны в сфере строительства и реконструкции, связанные с узакониванием построек, передачей земельных участков, разработкой проектно-сметной документации, проведением экспертизы приобретенных пустующих объектов более тыс. кв.м, которые препятствуют быстрому созданию производств и новых рабочих мест. Спросили, не планируется ли уменьшение ставок налогов на недвижимость.
Директор ТРК «Золотой теленок» Татьяна Хроленкова считает, что не следует ограничивать ночью время работы точек общепита и необходимо разрешить субъектам хозяйствования самим устанавливать график. Они одними из первых установили камеры видеонаблюдения с распознаванием лиц. У людей надо воспитывать культуру употребления алкоголя. Злоупотребляющие им, сами не пойдут в кафе, где спиртное обходится дорого.
Монополист усложнил поездки в другие города
Немало нареканий прозвучало на работу частного супермонополиста в сфере доставок пассажиров в другие города, который сегодня диктует условия и вытеснил горецких перевозчиков с рынка. Возникли сложности с приобретением билетов для поездок в Могилев и другие города.
Владимир Павловский подчеркнул, что все озвученные во время встречи вопросы возьмет на контроль, будут сформулированы предложения, которые проработают в соответствующих министерствах и ведомствах и на них дадут компетентные ответы.
Елена АГЕЙЧИК
Фото Михаила ЛЕВЦОВА