Протоиерей Андрей Выговский: «Жить по вере — значит быть идеальным сыном или дочерью своему Небесному Отцу»
В преддверии Рождества Христова благочинный церквей Горецкого округа, настоятель Спасо-Вознесенского храма, протоиерей Андрей Выговский дал интервью «Горецкому вестнику», в котором рассказал о духовном назначении праздника, что значит жить по вере и стоит ли окунаться в крещенскую иордань
— Отец Андрей, в чем духовное назначение и таинство Рождества для верующих? С какими чувствами его надо встречать во времена обострения геополитической обстановки в мире?
— Геополитическая обстановка в мире за всю историю человечества изменилась только в методах и инструментах, поэтому едва ли можно говорить о том, что она может повлиять на праздничные чувства в Рождество Христово.
Таинство Рождества? Да, наверное, можно так называть его, потому что случилось нечто превосходящее не только человеческий, но и ангельский разум. В одном из церковных песнопений о пророке Аввакуме есть такие слова: «Услышал, Господи, пророк пришествие Твое и устрашился, как Ты хочешь от Девы родиться и явиться людям!» И, действительно, здесь есть чему удивиться любому верующему благоговейному человеку: невместимый Бог, Творец Мира не просто приходит в ограниченный мир, который мы называем Вселенной, но бессеменно зачинается в утробе Девы, чтобы пройти все обычные стадии развития, родиться младенцем, затем, пройдя все обычные тяготы человеческой жизни, принять от спасаемых Им людей мучительную и позорную крестную смерть. И, смирившись таким образом, совершить великое — исполнить замысел Божий о спасении человечества от греховного рабства, проклятия и смерти, то есть состояния, в котором человеческий род оказался в результате грехопадения Адама.
Я думаю, что если человек искренне православный и старается жить по вере, то, задумавшись об этом, он извлечет свои индивидуальные и тем самым очень ценные уроки.
— Что значит жить по вере?
—Это понятие не ограничиваем верой или даже твердой уверенностью в существовании Бога. Это ответ «аминь» на Его призыв и вверение себя в руки всеблагого, всемогущего и премудрого Небесного Отца, а точнее Папочки. Для нас вернее даже назвать Бога Авва, потому что это слово лучше.
Вот если говорить коротко, то жизнь по вере — это быть идеальным сыном или дочерью своему Небесному Авве.
— Как правильно встречать Рождественский Сочельник?
— Сочельник — это день накануне Рождества и Крещения, когда установлен строгий пост: пищу можно вкушать только во второй половине дня или, как говорят, поститься «до первой звезды…» (потому что к этому времени по уставу должна закончиться служба, но мы ее совершаем рано утром). Эта пища представляет собой кашу из вареных зерен, так называемое «сочиво», от него этот день и получил свое народное название «сочельник». Правильное литургическое название — «Навечерие». В храмах празднование Рождества, как и всех праздников, происходит в совершении богослужения, главным из которых является Божественная Литургия.
— Почему важно присутствовать на рождественской службе в храме и кому разрешено посмотреть ее по телевизору?
— Просмотр службы по телевизору может быть только досадной вынужденной мерой, связанной с болезнью.
— С какими вызовами сегодня сталкивается православный мир? Как правильно на них реагировать верующим?
— В мире происходит то, что делают в нем люди, а они ничего нового еще не придумали, страдают теми же греховными страстями, что и раньше: плотоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Это смертные грехи, которые стоят на трех китах вожделений: деньги, секс, власть. А те, в свою очередь, обитают в море гордыни.
— Колядовать — это по-православному? Как вы относитесь к возрождению традиций народных гуляний и колядования в этот период, когда уже в детских садах проводят колядки, а школьники ходят по домам?
— Само слово «колядовать» уже не христианское. Однако, если не придираться к терминам, сложилась традиция ходить по домам и петь песни, поздравляя хозяев с праздником. А те, в свою очередь, угощают гостей вкусняшками со своего праздничного стола, а иногда и копеечкой одаривают. И здесь очень важно, чтобы это проходило в христианском благочестии. Важно содержание песен, в которых должно быть прославление родившегося Богомладенца Христа. А внешний образ ходаков также должен быть приличным, как на Рождество, а не на шабаш ведьм, то есть все языческие и сатанинские образы типа головы козы и т. п. должны отсутствовать. Словом, это должно быть поздравление с Рождеством Христовым, а не языческим колядным гульбищем.
— Традиция окунания в прорубь на Крещение… Будучи на экскурсии в одном из храмов в Минске, услышала, что окунаются в купель верующие только после беседы со священником и консультации с врачом. Как же все-таки правильно подготовиться к погружению в иордань, чтобы это принесло духовную пользу?
— Окунание в прорубь само по себе не приносит духовную пользу. Мы верим в то, что после освящения воды ей сообщается благодать Духа Святого и через прикосновение к этой воде (окропление, умывание, обливание, погружение) при наличии у человека искренней веры и любви к Богу, которая выражается в благоговении, передается этому человеку и даже предметам, которые он желает освятить для использования по их назначению. Окунание — это лишь один из придуманных человеком способов прикоснуться к этой святыне, крещенской воде, который, если человек не чувствует себя готовым, можно пропустить, ничего не потеряв.
— По традиции Ваше поздравление верующим…
— Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с Рождеством Христовым и Новолетием благости Божией! Желаю всем светлой праздничной радости, щедрых милостей от Богомладенца Христа! Родившийся в Вифлееме Господь да ниспошлет всем вам просвещение в Духе Святом к исполнению всеми спасительными добродетелями и дарованиями духовными. А также крепкого здоровья и изобилия плодов земных на пользу. Христос рождается, славьте! Христа с небес встречайте!
Беседовала Елена АГЕЙЧИК
Фото Михаила ЛЕВЦОВА