Какие новшества принес Декрет № 6

12 октября 2021 года Президентом Республики Беларусь подписан Декрет № 6, который предусматривает внесение изменений в Декрет № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». Это сделано в целях повышения кадрового потенциала государственных органов и организаций, а также реализации изменений, внесенных в Трудовой кодекс. Декрет № 6 вступил в силу 24 октября. Разъяснить, как он применяется на практике, попросили начальника отдела труда и заработной платы управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Валентину Богачеву.

— Какие новации для работников и руководящих кадров привнесло принятие Декрета № 6?

— Их на самом деле немало. Например, определены требования к характеристике кандидата на должность, установлены дополнительные критерии при приеме на работу в госорганы и организации. В том числе в те, где более половины собственности предприятия принадлежит государству. Также установлена ответственность за нарушение порядка приема на работу, дополнен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения.

— Расскажите подробнее, что представляет собой характеристика и как она оформляется?

— Под характеристикой понимается официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, подготовленную по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь.

Следует отметить, что Декретом № 5 предусмотрено использование характеристики как при приеме на работу, так и при согласовании с местными исполнительными и распорядительными органами назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в течение пяти лет после такого увольнения. Соответственно, и в первом, и во втором случае характеристика должна соответствовать всем необходимым критериям.

Требование о выдаче характеристики по установленным форме и срокам, в случае поступления такого запроса, распространяется на всех нанимателей независимо от формы собственности.

— Есть ли какие-то дополнительные требования при приеме на работу в государственные организации?

— При приеме на работу в государственные организации наниматель прежде всего обязан, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать характеристики с предыдущих мест трудоустройства за последние пять лет.

Если в указанный период соискатель был занят в нескольких государственных организациях, запрос направляется в последнюю из них. В случае, когда все они являлись негосударственными, характеристика нужна только с последней. Если организации были различных форм собственности, то количество запросов зависит от последнего места работы: государственная — одна характеристика, частная — необходимо сделать два запроса: по последнему месту работы и в последнюю государственную.

При этом характеристики необходимо запрашивать на каждого кандидата в государственную организацию, независимо от того, на какую должность он принимается. А в отношении претендентов на руководящие посты, помимо характеристики, наниматель обязан запросить в органах внутренних дел сведения из единого государственного банка о правонарушениях. Они предоставляются с согласия кандидата на такую должность на бесплатной основе.

— Какая предусмотрена ответственность за нарушение порядка приема на работу?

— В Декрете № 5 установлено, что нарушение порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей.

— Чем дополнен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения?

— Статья 47 Трудового кодекса дополнена новым основанием увольнения — нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных. Данное основание является мерой дисциплинарного взыскания, в связи с чем оно отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения.

Указанное основание увольнения применяется без учета порядка и условий, установленных статьями 43 и 46 Трудового кодекса при увольнении по инициа­тиве нанимателя, но с соблюдением требований главы 14 Трудового кодекса и пункта 7 Декрета № 5.

— Расскажите о приведении Декрета № 5 в соответствие с Трудовым кодексом.

— Декрет № 5 дополнен нормой, предоставляющей право руководителю организации (нанимателю) незамедлительно отстранять работника от работы в случае, если он призывает других к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин.

Такое право закреплено в статье 49 Трудового кодекса с 30 июня 2021 г.

Кроме того, определены пределы отстранения от работы при выявлении допущенных нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба.

Подготовил Дмитрий МАХОМЕТ
Фото Михаила ЛЕВЦОВА

Последние новости

Сад и огород

Сколько раз на одном месте можно сажать клубнику: главная ошибка 90% дачников

17 декабря 2025
Читать новость
Приемы и прямые линии

Выездной прием граждан и представителей юридических лиц будет осуществлять заместитель председателя райисполкома

17 декабря 2025
Читать новость
ВНС

Ветеран труда Любовь Волчкова: «Молодежи предстоит дальше строить и укреплять нашу Беларусь»

17 декабря 2025
Читать новость
Новости

Районная власть поздравляет работников отдела киновидеообслуживания централизованной клубной системы района с профессиональным праздником

17 декабря 2025
Читать новость
Главные новости

Вопросы обеспечения безопасности несовершеннолетних детей были вынесены на обсуждение на районном родительском собрании

17 декабря 2025
Читать новость
80 лет Великой Победы

ГУК «Горецкая районная библиотечная сеть» победило в областном конкурсе видеороликов «Лица Победы»

17 декабря 2025
Читать новость

Рекомендуем